Ссылки для упрощенного доступа

Верховный суд Карачаево-Черкесии приговорил бывшего зятя президента республики Алия Каитова к 17 годам тюрьмы


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.



Александр Гостев: Верховный суд Карачаево-Черкесии приговорил бывшего зятя президента республики Алия Каитова к 17 годам тюрьмы. Каитов признан виновным в организации убийства семи человек, в том числе и депутата парламента Карачаево-Черкесии Расула Богатырева осенью 2004 года. Два исполнителя получили пожизненные сроки, еще пять - от 8,5 до 16 лет заключения. Приговор суда не устроил ни одну из сторон процесса.



Олег Кусов: Преступление было расследовано Генеральной прокуратурой и передано в суд в январе 2005 года. Место проведение суда стало предметом долгих споров между сторонами процесса. Но всё же весной 2005 года дело было передано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики, и судья Наталья Задерякина приступила к судебному расследованию дела.


Слово нашему корреспонденту в Черкесске Мурату Гукемухову.



Мурат Гукемухов: В ночь с 10 на 11 октября 2004 года на даче зятя президента Карачаево-Черкесии Али Каитова были расстреляли депутат республиканского парламента Расул Богатырев и шестеро его друзей. Тела убитых были вывезены в горы и сожжены в заброшенной шахте. По данным следствия, мотивом преступления стал криминальный передел местного химического завода, одного из крупнейших производителей лакокрасочной продукции в России. Богатырев, как выяснило позже следствие, отказался передать Каитову принадлежавший ему пакет акций предприятия. Причастность к убийству зятя президента республики и бездействие правоохранительных органов в раскрытии этого преступления вызвали бурю протеста. 9 ноября 2004 года родственники убитых людей и сочувствующие им люди захватили кабинет президента Батдыева и потребовали немедленной отставки главы Карачаево-Черкесии и руководителей силовых ведомств республики. Убитые на даче Каитова люди принадлежали к самым многочисленным карачаевским родам, способным выставить не одну сотню вооруженных мужчин. Вполне понятно, что ситуация грозила перерасти в массовые беспорядки, если не в локальный конфликт. Для поддержания конституционного порядка в республики были переброшены около 2 тысяч бойцов спецназа. Политический кризис в республике разрешил полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак. Федеральный центр пошел на частичные уступки погромщикам, к расследованию дела была подключена Генеральная прокуратура. В итоге в январе 2005 года дело было расследовано и передано в Верховный суд Карачаево-Черкесии. По обвинению в причастности к совершенному преступлению перед судом предстали 16 фигурантов дела, и них 8 подсудимых во главе с зятем президента Али Каитовым обвинялись в совершении предумышленного убийства двух и более человек, еще 8 фигурантов - в укрывательстве преступления. В ходе судебных разбирательств адвокаты подсудимых отвергли обвинение в убийстве и заявили о вынужденной самообороне. Дескать, нападение было совершено преступной группой во главе с депутатом Расулом Богатыревым, а подсудимые вынуждены были защищаться. Суд отверг эти заявления подсудимых как необоснованные. В ходе оглашения приговора председательствующий судья Наталья Задерякина согласилась со всеми пунктами государственного обвинения в отношении фигурантов дела и квалифицировала преступление как "Совершение убийства по предварительному сговору". Главный обвиняемый - Али Каитов - приговорен к 17 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строго режима. Исполнители убийства приговорены к пожизненному заключению. Еще пять подсудимых, признанных виновными в совершении убийства, получили сроки от 8,5 до 16 лет лишения свободы.



Олег Кусов: Приговор суда не устроил ни пострадавших, ни подсудимых. Пострадавшая сторона возмущена мягкостью приговора в отношении главного обвиняемого Али Каитова и намерена обжаловать вердикт суда в Верховном суде России. Адвокаты подсудимых убеждены в заказном, политическом характере процесса и также намерены опротестовывать решение суда.


Насколько так называемое дело Каитова характеризует обстановку в Карачаево-Черкесии? Слово - сотруднику газеты "Время новостей" Ивану Сухову.



Иван Сухов: К сожалению, об общей ситуации в Карачаево-Черкеской республике этот процесс дает достаточно ясное представление. На судебных заседаниях, которые длились больше двух лет, было очевидно, насколько сложно приходится команде президента Батдыева в ситуации, когда не вся полнота власти на самом деле принадлежит ей. Вы знаете, что Верховный суд Карачаево-Черкесии, который, собственно, и вел этот процесс, находится под председательством одного из политических конкурентов господина Батдыева на предыдущих президентских выборах.


И уже этот конфликт, который, собственно говоря, проявляется не только в зале заседаний суда, но и, например, на уровне взаимоотношений администрации президента республики и администрации столицы Карачаево-Черкесии, города Черкесска, уже он дает достаточно ясное представление о том, насколько сложна там политическая ситуация. Приговор Каитову принимается, насколько я знаю, как слишком мягкий стороной потерпевших. То есть, таким образом, нельзя сказать, что результаты процесса до конца удовлетворили одну из его сторон, которая, как вы помните, с конца 2004 года практически инициировала народные волнения в Черкесске, приведшие к тому, что был захвачен президентский дворец. И ситуацию удалось урегулировать только вмешательством полпреда президента Дмитрий Козака. Я думаю, что, оказавшись за решеткой, Каитов потеряет свое положение хозяина доброй половины республики, как о нем говорят сейчас, и эта ситуация, в общем, не менялась в процессе рассмотрения дела в суде. Даже находясь в следственном изоляторе, он влиял на принятие политических и экономических решений и продолжал де-факто управлять многими республиканскими активами.


Возможно, как это ни парадоксально, окончание процесса станет облегчением для господина Батдыева, потому что, насколько мне известно, руководство Южного федерального округа самого Батдыева оценивает как достаточно эффективного и толкового руководителя, при котором в Карачаево-Черкесии начались экономические и социальные подвижки к лучшему. Возможно, когда Каитов перестанет бросать тень на своего родственника, положение Батдыева несколько стабилизируется. Насколько мне известно, суд не сделал никаких выводов о причастности лично президента ко всей этой неприятной истории. Только в этом случае Батдыеву грозили бы какие-то организационные выводы со стороны руководства страны.



Олег Кусов: О степени влияния криминально-экономических группировок Карачаево-Черкесии на местную власть рассуждает главный редактор информационного агентства "Регнум" Константин Казенин.



Константин Казенин: Мне вспоминается один такой эпизод, уже после того, как Али Каитова и его подельников задержали, и даже, по-моему, они были уже арестованы, давал одному журналисту интервью другой известный деятель Карачаево-Черкесии, и его спрашивают: "Что вы думаете в связи с тем, что ближайший родственник президента оказался лидером мафиозной группы?" И ответ был такой: "Какая это мафия? Это так, скорее, какой-то зарвавшийся мальчуган". Звучал явный подтекст: настоящая мафия - это я. Дело в том, что не секрет, что сложные расклады внутри мафиозных групп как были, так и есть. Не секрет, что предвыборный штаб Батдыева в 2003 году находился непосредственно в том же здании, что и офис "Кавказ-Цемента", чьим директором был Каитов на тот момент. И, конечно, влияние той группы, которую представлял Каитов, на власть было громадным.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG