Ссылки для упрощенного доступа

Али Каитов сядет надолго


По мнению наблюдателей. связи президента Карачаево-Черкесии Мустафы Батдыева (справа) с теневыми структурами не мешяют ему оставаться эффективным руководителем дотационной республики
По мнению наблюдателей. связи президента Карачаево-Черкесии Мустафы Батдыева (справа) с теневыми структурами не мешяют ему оставаться эффективным руководителем дотационной республики

Верховный суд Карачаево-Черкесии приговорил бывшего зятя президента республики Али Каитова к 17 годам заключения. Каитов признан виновным в организации убийства семи человек осенью 2004 года, в их числе депутата республиканского парламента Расула Богатырева. Два исполнителя получили пожизненные сроки, еще пять - от 8,5 до 16 лет заключения. Приговор суда не устроил ни одну из сторон процесса.


Расследование преступления было завершено Генеральной прокуратурой и передано в суд в январе 2005 года. Место проведение суда стало предметом долгих споров между сторонами процесса. Прошлой весной дело все же было передано в Верховный суд Карачаево-Черкесии, и судья Наталья Задерякина приступила к его судебному расследованию.


Корреспондент РС в Черкесске Мурат Гукемухов напоминает об обстоятельствах случившегося. В ночь на 11 октября 2004 года на даче зятя президента Карачаево-Черкесии Али Каитова были расстреляли депутат республиканского парламента Расул Богатырев и шестеро его друзей. Тела убитых были вывезены в горы и сожжены в заброшенной шахте. По данным следствия, мотивом преступления стало желание преступной группы установить контроль над местным химическим заводом, одним из крупнейших в России производителей лакокрасочной продукции.


Как выяснило позже следствие, депутат Богатырев отказался передать Каитову принадлежавший ему пакет акций предприятия. Причастность к убийству зятя президента и бездействие правоохранительных органов в раскрытии преступления вызвали бурю протеста. 9 ноября 2004 года родственники убитых людей и сочувствующие им люди захватили кабинет президента Мустафы Батдыева и потребовали немедленной отставки главы Карачаево-Черкесии и руководителей силовых ведомств республики.


Убитые на даче Каитова люди принадлежали к самым крепким карачаевским родам, способным выставить не одну сотню вооруженных мужчин. Ситуация грозила перерасти в массовые беспорядки, если не в локальный конфликт. Для поддержания порядка в республики были переброшены около 2 тысяч бойцов спецназа.


Политический кризис в республике разрешил полпред президента РФ Дмитрий Козак. Федеральный центр пошел на частичные уступки погромщикам, к расследованию дела была подключена Генеральная прокуратура. В итоге в январе 2005 года расследование было завершено, а дело передано в Верховный суд Карачаево-Черкесии. По обвинению в причастности к преступлению перед судом предстали 16 фигурантов дела. Из их числа 8 подсудимых во главе с зятем президента обвинялись в совершении убийства, еще 8 фигурантов в его укрывательстве.


Адвокаты подсудимых отвергли доводы следствии. По их оценке, подсудимые были вынуждены применить оружие в качестве меры самообороны. Группа во главе с депутатом Расулом Богатыревым, по этой версии, сама напала на людей Каитова.


Суд отверг эти заявления как необоснованные. В ходе оглашения приговора председательствующая на процессе судья Наталья Задерякина согласилась со всеми пунктами государственного обвинения в отношении фигурантов дела и квалифицировала преступление как «совершение убийства по предварительному сговору». Главный обвиняемый (Али Каитов) приговорен к 17 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Исполнители убийства приговорены к пожизненному заключению. Еще пять подсудимых, признанных виновными в совершении убийства, получили сроки от 8,5 до 16 лет лишения свободы.


Приговор суда не устроил ни пострадавших, ни подсудимых. Пострадавшая сторона возмущена «мягкостью приговора», который она намерена обжаловать в Верховном суде России. Адвокаты подсудимых убеждены в заказном, характере процесса и также намерены опротестовывать судебное решение.


По мнению сотрудника московской газеты «Время новостей» Ивана Сухова, дело Каитова дает достаточно ясное представление об обстановке в Карачаево-Черкесии:


- На судебных заседаниях, которые длились больше двух лет, было очевидно, насколько сложно приходится команде президента Батдыева в ситуации, когда не вся полнота власти на самом деле принадлежит ей. Вы знаете, что Верховный суд Карачаево-Черкесии, который, собственно, и вел этот процесс, находится под председательством одного из политических конкурентов г-на Батдыева на предыдущих президентских выборах.


- Этот конфликт, который проявляется не только в зале заседаний суда, но и, например, на уровне взаимоотношений администрации президента республики и администрации столицы Карачаево-Черкесии города Черкесска, уже он дает достаточно ясное представление о том, насколько сложна там политическая ситуация.


- Я думаю, что, оказавшись за решеткой, Каитов потеряет свое положение хозяина доброй половины республики, как о нем говорят сейчас. Даже находясь в следственном изоляторе, он влиял на принятие политических и экономических решений и продолжал де-факто управлять многими республиканскими активами.


- Как это ни парадоксально, окончание процесса может облегчить положение президента Батдыева. Насколько мне известно, руководство Южного федерального округа оценивает его как достаточно эффективного и толкового руководителя, при котором в экономике и социальной сфере Карачаево-Черкесии начались подвижки к лучшему. Возможно, когда Каитов перестанет бросать тень на своего родственника, положение Батдыева стабилизируется. Насколько мне известно, суд не сделал никаких выводов о причастности лично президента ко всей этой неприятной истории. Только в этом случае Батдыеву грозили бы организационные выводы со стороны руководства страны.


По мнению главного редактора информационного агентства «Регнум» Константина Казенина, криминальные группировки продолжают определять направление развития Карачаево-Черкесии:


- Мне вспоминается эпизод уже после того, как Али Каитова и его подельников задержали. Другой известный деятель Карачаево-Черкесии давал одному журналисту интервью. Его спрашивали: ближайший родственник президента оказался лидером мафиозной группы. Что вы об этом думаете? Ответ был такой: какая это мафия? скорее, зарвавшийся мальчуган. Звучал явный подтекст: настоящая мафия - это я.


- Не секрет, что сложные расклады между мафиозными группами сохраняются. Предвыборный штаб Батдыева в 2003 году находился в том же здании, что и офис «Кавказ-Цемента», чьим директором был Каитов на тот момент. И, конечно, влияние той группы, которую представлял Каитов, на власть было громадным.


XS
SM
MD
LG