Ссылки для упрощенного доступа

Обвинения в адрес Невзлина «не стоят комментариев»


Следственно-оперативные группы Генпрокуратуры России, расследующие «дело Невзлина» и «дело Литвиненко», объединили свою работу
Следственно-оперативные группы Генпрокуратуры России, расследующие «дело Невзлина» и «дело Литвиненко», объединили свою работу


Генпрокуратура России заявляет о возможной причастности ряда руководителей ЮКОСа к смерти Александра Литвиненко. Генпрокуратура утверждает, в частности, что заказчиком убийства экс-офицера ФСБ и покушения на предпринимателя Дмитрия Ковтуна мог быть Леонид Невзлин. Большинство экспертов и журналистов выражают крайний скептицизм по поводу этой версии.


В сообщении Генеральной прокуратуры говорится: «Полученные сведения указывают на связь между уголовным делом об убийстве на территории Великобритании бывшего сотрудника ФСБ РФ Александра Литвиненко, а также покушении на убийство предпринимателя Дмитрия Ковтуна, и уголовным делом по обвинению ряда руководящих сотрудников ЮКОСа в совершении преступлений против жизни и здоровья граждан». Следственно-оперативные группы Генпрокуратуры России, расследующие «дело Невзлина» и «дело Литвиненко», объединили свою работу. 24 декабря служба пограничного контроля США временно задержала Невзлина при подаче им документа на получение разрешения въехать в страну. Задержание было осуществлено по запросу российских правоохранительных органов. После проведения представителями властей США процедур, связанных с установлением его личности, Леонид Невзлин был отпущен на свободу. Как сообщают информационные агентства, американские власти просят российскую сторону подтвердить факт предъявления обвинений Невзлину и объявления его в международный розыск. Пресс-служба Леонида Невзлина так прокомментировала заявление российской прокуратуры: «Методы Кремля и КГБ хорошо известны. Убийства журналистов и политическое преследование всех, кто выступает против режима Владимира Путина - это ожидаемый процесс. Поэтому все эти смехотворные обвинения не стоят комментариев».


Эксперты не исключают, что российская сторона в этом случае пытается зацепиться за «дело об убийстве Литвиненко» только для того, чтобы добиться выдачи Леонида Невзлина - бывшего партнёра Михаила Ходорковского. «Когда назначили нового генерального прокурора, то бродили упорные слухи, что главной целью при его назначении считалось именно добиться прогресса в выдаче всех главных, скажем так, оппозиционеров, которые сейчас сидят там, то бишь Березовского и Невзлина, ну, и вкупе с ними Закаева. Просто похоже на то, что как только приехала группа Скотленд-ярда в Россию, то сразу же вопрос о торговле между правоохранительными органами как-то стал актуальным. По крайней мере, так, похоже, это восприняли российские правоохранительные органы, которые сразу стали что-то заявлять о Закаеве, о том, что, “давайте, вы допросили Лугового, мы допросим Закаева”, ну и так далее. Видимо, и здесь все увидели возможность для того, чтобы снова поднять этот вопрос, и его поднимают. Другое дело, что меня удивляет форма, в которой это все делается, потому что очевидно, что никакой перспективы это не имеет. Похоже на то, что просто определенного уровня чиновники делают вид, что они работают, потом они получат ожидаемый откат, ну, а дальше все можно будет свалить на всемирный заговор», - говорит эксперт по вопросам безопасности, главный редактор Интернет-сайта «Агентура.ру» Андрей Солдатов.


По его мнению, официальные российские лица в случае отказа от выдачи Леонида Невзлина вновь заговорят о двойных стандартах Запада: «Дальнейшие действия могут быть только те, что на уровне министерств иностранных дел, видимо, будут делаться достаточно жесткие заявления по поводу двойных стандартов, неправильной позиции в отношении подозреваемых по делу. И, видимо, именно такой будет выбрана стратегия противостояния, то, что называют в Кремле "информационной кампанией против России". Этой концепции, как мы знаем, не было, потому что российские официальные лица очень странно реагировали на весь скандал вокруг Литвиненко, не имея ни общей позиции, выставляя то одну версию, то другую, с большей или меньшей степенью фантазии. Я думаю, что теперь они наконец-то выработали позицию, вот она будет выглядеть таким образом: мы видим двойные стандарты, возвращайте нам тех, и тогда мы будем разговаривать».


Писатель и журналист Юлия Латынина также отмечает несогласованность в действиях российской стороны: «Долгосрочный эффект от заявления Генпрокуратуры, как я надеюсь, будет в том, что лондонская полиция действительно заинтересуется историей отравления ртутью бывших менеджеров ЮКОСа - в том числе и проживающих в Лондоне. А также, например, историей с таинственной катастрофой вертолета Стивена Кертиса»


По мнению Юлии Латыниной, для прокуратуры нет ничего проще, чем превратить общие свои соображения в конкретные показания: «Есть господа Луговой и Ковтун. Ковтун привез полоний в Германию, это установлено немецкой полицией. В номере Лугового был подмешан полоний в чай, это установлено британской полицией. Оба они находятся в Москве. Нет ничего проще, чем их допросить, запротоколировать ответ, и предъявить этот ответ в качестве требования об экстрадиции. Более того, поскольку Луговой и Ковтун - офицеры спецслужб, они по долгу профессии должны дать те показания, которые требуются отечеству. И самое поразительное во всей этой истории, что Лугового и Ковтуна обходят на цыпочках. Такое впечатление, что органы наши опасаются, что эти два джеймса бонда не выдержат и ломанутся давать интервью уже не радиоголосам, что вообще-то не в обычае джеймсов бондов, а сразу зарубежным следователям, кто и как им заказал Литвиненко».


По словам Латыниной, ее в этом заявлении Генпрокуратуры «порадовала явная несогласованность действий с другими ведомствами и явная работа на сиюминутный эффект - ну, допустим, чтобы запугать Ходорковского или отчитаться перед начальством - а не на какие-то стратегические цели. Вот именно эта несогласованность - последнее, что спасает нас от террора. Потому что каждый раз включаешь телевизор и вздрагиваешь: кому-то опять предъявляют обвинение, что он копал туннель от Бомбея до Лондона. Слава Богу, это делают по телевизору, а не в камерах НКВД. Все-таки то, что сделала Генпрокуратура - это круто, потому что даже при Сталине СССР не требовал выдать Бендеру, как сообщника по убийству Троцкого. Я вижу признак того, что эти люди живут в несколько другом мире».


«Примерно также расследуется дело об убийстве в станице Бороздиновская. Все жители станицы Бороздиновская показывают, что там был начальник разведки батальона “Восток” Хамзат Гайрбеков, а прокуратура говорит: “а мы не знаем, кто там был”. Недавно на Шарой и Аргун свалилась две ракеты. Прокуратура выясняет, откуда взялись ракеты. Понимаете - ну, сложно выяснить... Наверное, Невзлин тоже запустил, надо прокуратуре это подать. В Геленджике ОМОН избивал гуляющих, отдыхающих. До сих пор, по-моему, они даже не завели уголовное дело. Во всяком случае, ну, вот нет у них данных, что ОМОН избивал. То есть когда люди живут внутри этого и предъявляют Ходорковскому неозеленение скважин в феврале, и не знают, кто разбойничал в станице Бороздиновская, то от них очень сложно требовать, чтобы до них что-то дошло, и они вдруг в каких-то других вещах вели себя нормально».


Адвоката экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского Юрий Шмидт заявил информационным агентствам, что Генпрокуратура заинтересована обвинять Невзлина и нагнетать разного рода страсти. «Я не удивлюсь, если будут продолжаться более чудовищные обвинения», - считает Юрий Шмидт.


XS
SM
MD
LG