Ссылки для упрощенного доступа

Российский газ-2007: Белоруссия взволнована


Белорусская общественность возмущена позицией "Газпрома", что вполне понятно
Белорусская общественность возмущена позицией "Газпрома", что вполне понятно

31 декабря истекает срок контракта между концерном "Газпром" и белорусским правительством на поставку природного газа из России в Белоруссию. Новый контракт на 2007 год так и не подписан – попытки сторон договориться о цене ни к чему не привели. Повторятся ли события трехлетней давности, когда в аналогичной ситуации в феврале 2004 года "Газпром" пошел на радикальные меры и прекратил поставку газа в Белоруссию?


В воскресенье утром в Москву прилетел первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко. А в это самое время официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов заявил в интервью телеканалу НТВ: «К сожалению, вчерашний день так и не принес результатов на переговорах о поставках газа в Белоруссию. Мы где-то до часа ночи продолжали телефонные переговоры, обмен факсами с нашими белорусскими коллегами, однако к результату так и не пришли. По состоянию на текущий момент у нас по-прежнему нет контракта на следующий год, несмотря на то, что условия, которые мы предложили для Белоруссии в следующем году, являются лучшими по СНГ».


При массе разногласий по одному вопросу у договаривающихся сторон все еще остается единое мнение – сроки заключения контракта. В том, что срыв переговоров приведет к очень тяжелым последствиям для белорусской экономики, никто не сомневается. Поэтому премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский в ходе рабочей поездки в Могилевскую область однозначно заявил: стороны должны прийти к соглашению еще в этом году. Правда, времени на раскачку уже практически не остается.


Напомню, что в 2006 году Белоруссия покупала газ у России по цене 46,68 доллара за тысячу кубометров. Однако в расчетах на 2007 год "Газпром" определил стоимость, от которой руководству Белоруссии в буквальном смысле стало не по себе – 200 долларов. В результате переговоров первоначальную цену удалось сбить едва ли не вдвое – до 105 долларов за тысячу кубометров: 75 долларов "живыми" деньгами, остальное – за счет передачи "Газпрому" акций газотранспортного предприятия "Белтрансгаз". Акционирование при этом будет осуществляться в течение четырех лет, и в итоге российская монополия получит 50% акций компании. Однако белорусская сторона настаивает на 75 долларах, оставляя под вопросом целесообразность передачи "Газпрому" такой стратегической недвижимости, как "Белтрансгаз".


Бывший спикер Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич не исключает, что переговорщикам с белорусской стороны все же удастся немного "сбить" цену. Однако существенно ситуацию это, по его словам, не изменит.


«Думаю, все может закончится косметическим удешевлением, - полагает Шушкевич, - но платить придется, куда же деваться? Иначе никак не может закончится. Потому что Россия уже не хочет содержать нашего руководителя за счет "Газпрома". Это чисто политический вопрос. Маловероятно и то, что российское правительство будет проплачивать за "Газпром" - у них это не заложено в бюджете».


Бывший руководитель парламентской группы "Республика" Сергей Скребец уверен: экономическую подоплеку в отношениях Москвы и Минска искать не нужно. По мнению оппозиционного политика, во главу угла руководство России ставит исключительно политические цели.


«Россия на сегодняшний день уже не желает финансировать политику Лукашенко, - говорит Скрабец. - Кроме того, Лукашенко не намерен отдавать "Белтрансгаз", поэтому и цена будет в итоге высокая. Почему именно сейчас Россия отказалась от благотворительности? Потому что в России в следующем году состоятся выборы в Государственную Думу, еще через год – выборы президентские, и российское руководство никак не желает запускать на это поле господина Лукашенко. Таким образом, принято решение: Лукашенко пора уходить с политического поля, на котором он держится исключительно благодаря России».


Один из лидеров белорусской оппозиции, экс-кандидат в президенты Белоруссии Александр Милинкевич в газовом конфликте также усматривает политическую подоплеку. Как считает политик, Кремль устал от демагогии белорусского руководства. А газовая война – предсказуемый итог политической игры под названием "Союзное государство".


«Здесь больше всего определенного разочарования, - говорит Милинкевич. - Десять лет построения эфемерного государства, на которое и в России, и в Белоруссии надеялись многие политики и обычные люди… И вдруг оказывается, что все провалилось. Но это просто наказание за ложь, которая внедрялась и культивировалась. Сейчас Россия хочет сказать: если Белоруссия собирается быть независимой, то она переходит в категорию стран, для которых будут действовать рыночные цены. Что, по сути рыночной экономики, в общем-то, правильно».


XS
SM
MD
LG