Ссылки для упрощенного доступа

Налоги российских компаний в 2007 году


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Сергей Сенинский.



Андрей Шароградский: В 2007 году в России будет проведена «налоговая амнистия». Сами налоги на доходы остаются прежними, хотя расширяются льготы по ним – и для граждан, и еще больше – для бизнеса. Кроме того, радикально меняется порядок уплаты НДС любыми компаниями-экспортерами. Об этом мой коллега Сергей Сенинский говорит с автором налоговой реформы в России, ныне – заместителем министра финансов Сергеем Шаталовым.



Сергей Сенинский: Кампанию, которую, согласно принятому в декабре закону, проведут с 1 марта и до конца 2007 году, называют «налоговой амнистией», хотя, строго говоря, она таковой не является. Ведь налог - по стандартной ставке 13 процентов - гражданам для легализации ранее скрытых доходов заплатить все же придется. А все поступления в ходе кампании пойдут исключительно в региональные бюджеты, а не в федеральный.


Базовый налог на прибыль компаний и предприятий в России в 2007 году остается прежним – 24 процента. При этом расширяется перечень льгот по нему, поясняет заместитель министра финансов России Сергей Шаталов.



Сергей Шаталов: По налогу на прибыль у нас изменения основные приняты еще в 2005 году и последовательно вводятся в 2006 и 2007 году. Это очень существенные меры: амортизационная премия, возможность часть расходов на приобретение оборудования сразу же списать на расходы и учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Кроме того, что очень важно, это перенос убытков на будущее. Начиная с 2007 года, все ограничения на перенос убытков на будущее снимаются. В комплексе с теми мерами, которые были приняты по НДС, по упрощенному порядку возмещения НДС при капиталовложениях это уже дало свой результат. В 2006 году экономический рост во многом, мы полагаем, был обусловлен еще и тем, что эти налоговые стимулы начали действовать. Объем, например, импортного оборудования увеличился на 50 процентов по сравнению с предыдущим годом. Вот это, пожалуй, самые главные меры.



Сергей Сенинский: Но это – не все из новых льгот...



Сергей Шаталов: Принято решение еще о некоторых важных мерах. В частности, по налогу на прибыль предусмотрены специальные меры, которые должны помочь приватизации земельных участков.



Сергей Сенинский: Сразу уточним: речь идет о приватизации земли под предприятиями, которые сами по себе, то есть здания и сооружения, давно перешли в собственность частных владельцев – в отличие от земельных участков, на которых они расположены. Эти участки формально так и остаются пока в собственности государства.



Сергей Шаталов: Да-да, совершенно верно. Которые были приватизированы в свое время, но без земли. Эта кампания начинается с 2007 года и будет идти в течение пяти лет. По льготным ценам предприятие получит возможность выкупить эти земельные участки. Так вот, предусматривается еще, что по налогу на прибыль расходы, связанные с приобретением этих земельных участков, тоже будут учитываться. Это достаточно экзотическая, необычная мера, но, тем не менее, мы сознательно пошли на нее, для того чтобы помочь этой приватизации.



Сергей Сенинский: И еще об одном универсальном налоге – на добавленную стоимость. Новый порядок возмещения НДС экспортерам считается одной из главных налоговых новаций 2007 года. В чем её суть?



Сергей Шаталов: Мы последовательно снимаем те деформации налога на добавленную стоимость, которые существуют в российском законодательстве. И мы перешли на новый порядок возмещения НДС при капиталовложениях. Следующая серьезная проблема – это возмещение НДС экспортерам. И начиная с 2007 года, действительно, предусматриваются очень серьезные изменения. Если сегодня экспортеры должны представлять отдельную декларацию по всем операциям экспортным, которые облагаются по нулевой ставке, и, соответственно, налоговые органы принимают решения о том, возмещать или не возмещать соответствующую сумму налога, то есть, по существу, действует разрешительный порядок возмещения; то с 2007 года мы переходим на единую декларацию, в которой налогоплательщик будет отражать как экспортные операции, так и операции на внутреннем рынке.



Сергей Сенинский: Что это меняет?



Сергей Шаталов: Это позволяет сальдировать «положительные» результаты внутри страны и «отрицательные» (я ставлю это все в кавычки) результаты по экспортным операциям. И, соответственно, мы переходим от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС для огромного числа налогоплательщиков, которые теперь будут подавать только налоговую декларацию, уплачивать, соответственно, сальдированную сумму. Это, конечно же, не означает отсутствие контроля за экспортными операциями, но замечу еще, что и по сами контрольным мероприятиям, начиная с 2007 года, произошли большие изменения. Налоговые органы теперь не смогут требовать документы в том количестве, в котором требуют сегодня, и это будет дисциплинировать налоговые органы и будет в определенной степени защищать права налогоплательщиков.



Сергей Сенинский: Сами ставки НДС сохраняются в России на прежнем уровне: базовая – 18 процентов и льготная – 10 процентов в отношении некоторых продуктов питания и детских товаров. Но не отказались ли в Министерстве финансов от планов введения единой ставки на уровне 16 процентов, о чем так много говорили, как о деле фактически предрешенном, еще два года назад? А начать унификацию ставок собирались, помнится, поэтапно, начиная с 2006 года.



Сергей Шаталов: Нет, мы не отказались от идеи единой ставки, хотя политические проблемы, естественно, не позволяет нам принять это решение сейчас или даже в ближайшем будущем. Вопрос о ставке, может быть, на уровне 15 процентов мы ставим как задачу 2010 года.



Сергей Сенинский: То есть и само решение – быть единой ставке НДС или не быть – откладывается, минимум, на три года?



Сергей Шаталов: Да, вы правы, это далекая, на первый взгляд, перспектива, но сейчас мы перешли к принятию трехлетнего бюджета, и весной 2007 года мы будем вносить в правительство и в Государственную Думу проект бюджета сразу на три года – 2008, 2009 и 2010, – и поэтому такие изменения нам уже необходимо учитывать.



Сергей Сенинский: Спасибо. Напомню, на наши вопросы отвечал автор российской налоговой реформы, ныне – заместитель министра финансов Сергей Шаталов.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG