Ссылки для упрощенного доступа

Реакция европейских столиц на казнь Саддама Хусейна


Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Кирилл Кобрин и Ефим Фиштейн.



Дмитрий Волчек : Кирилл Кобрин и Ефим Фиштейн обсуждают реакцию европейских столиц на казнь Саддама Хусейна.



Кирилл Кобрин : Ефим, можем ли мы говорить о некоей единой позиции Европейского Союза по поводу казни Саддама Хусейна? Я бы даже разделил этот вопрос на две части – по поводу, собственно, смертного приговора и его исполнения и по поводу того, как это происходило, как стало ясно из записей, сделанных на мобильный телефон.



Ефим Фиштейн : Можно говорить о том, что Европейский Союз в своем отношении к этому акту разделен, хотя это разделение не проходит, скажем, по середине Европейского Союза. В частности, Великобритания устами своего исполняющего обязанности главы правительства Джона Прескота выразила возмущение именно не фактом исполнения приговора, а фактом того, что приговор был приведен в исполнение при крайне недостойных обстоятельствах, что видеозапись приговора оказалась доступной широкой международной общественности.


Значительная часть европейской элиты выступает против смертной казни как таковой. Даже Италия намерена поднять этот вопрос в ООН и объявить мораторий на приведение в исполнение всех существующих приговоров и отмену всех новых, возможных приговоров к смертной казни. Но это вопрос далекого будущего.


Сейчас в Европе, в Европейском Союзе смертная казнь или полностью отменена или в исполнение не приводится, как правило. Но надо сказать, что, во-первых, это доминирующее мнение политических и информационных элит. Население не всегда разделяет эту точку зрения. В частности, приговор к смертной казни, по данным центральной французской газеты «Ле Монд», поддерживает большинство европейского населения, во всяком случае в тех странах, где опрос проводился – Германия, Франция, Великобритания. Более всего, - в Великобритании.


Надо сказать, что отмена смертной казни - явление сравнительно недавнее. Скажем, во Франции смертная казнь была отменена в 1981 году, то есть ровно четверть века тому назад. Тем не менее, и до этого мы о Франции говорили, как о стране демократической. В данном случае возмущение у тех, кто отзывается об этом, вызывает не сам приговор и даже не его исполнение, ведь в Ираке смертная казнь существует и применяется по отношению к преступникам меньшего масштаба, чем был Саддам Хусейн, а возмущение вызывает тот факт, что акт, который должен был бы знаменовать собой новую эпоху справедливости, эпоху демократического Ирака, на самом деле, выглядело как сведение счетов между различными, как сейчас говорят, сектами иракских религиозных деноминаций – между шиитами и суннитами. В частности, вызывает возмущение тот факт, что сами приводящие в исполнение или, во всяком случае, свидетели выкрикивали имя Муктады аль-Садры, главы багдадских шиитов и имеющего свое собственное ополчение. И вызвали этим возмущение приговоренного к смертной казни Саддама Хусейна за считанные минуты до приведения приговора в исполнение. Именно недостойная атмосфера акта смертной казни вызывает всеобщее возмущение, как и тот факт, что американцы не смогли заставить иракское правительство привести приговор в исполнение в более достойных условиях, хотя имели для этого все возможности.



Кирилл Кобрин : Может быть, европейцы, за плечами которых (у британцев, англичан) казнь Карла I , а у французов казнь Людовика XVI , лучше других знают, что казнь бывшего лидера государства вряд ли приведет к успокоению. После казни Карла I продолжалась все-таки гражданская война в Англии, которая закончилась, между прочим восстановлением династии Стюартов – Карла II . А Людовик XVIII из той же династии Бурбонов тоже, в конце концов, вернулся на французский престол.



Ефим Фиштейн : Может быть, но спустя 3-4 века после этих событий, тем не менее, в Европе казнили преступников. И в последний раз массово казнили преступников после Второй мировой войны, видимо, не принимая в расчет тот факт, что подобно династии Стюартов или другим казненным династиям нацисты могут через век-другой вернуться к власти. Я думаю, что это пусть решают потомки. А современники должны воздать по заслугам современным преступникам.



XS
SM
MD
LG