Ссылки для упрощенного доступа

Яков Костюковский: «Не хочется быть патриотом, когда тебя берут за горло»


Яков Костюковский на протяжении многих лет дружил с такими известными спортсменами и тренерами, как Борис Аркадьев, Андрей Старостин и многие другие. За эти годы он стал квалифицированным болельщиком и опытным профессионалом
Яков Костюковский на протяжении многих лет дружил с такими известными спортсменами и тренерами, как Борис Аркадьев, Андрей Старостин и многие другие. За эти годы он стал квалифицированным болельщиком и опытным профессионалом

Кинодраматург Яков Костюковский, автор сценариев знаменитых фильмов «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Операция "Ы" и другие приключения Шурика», «Иван Васильевич меняет профессию» и многих других, в канун Нового года поделился впечатлениями от российского спортивного телевидения.


– Яков Аронович, как вы оцениваете работу спортивного телевидения в России в последние годы?


– Мне спортивное телевидение нравится уже потому, что не нравится все остальное телевидение. И вот на этом контрасте спортивное телевидение (тоже далеко не лучшее) все-таки выигрывает. Кроме того, спортивные программы – это то, что я сравнительно регулярно смотрю и поэтому имею право на мнение. Мне кажется, в спортивном телевидении главное достоинство – это наименьший процент вранья, что я не выношу во всех остальных формах телевидения. Очень сожалею, что пропали спортивные программы на НТВ, я их довольно регулярно смотрел. И очень плохо, с моей точки зрения, показывают спорт на первом канале, поскольку неприкрыто и очень неумело вмешивают на этом канале в спорт пропаганду. Самый главный недостаток спортивного телевидения, на мой взгляд, особенно канала «Спорт» – много есть попыток, и меня это раздражает, «оживляжа», в котором настоящий спорт и настоящее спортивное телевидение не нуждается и которого не терпит. И отсюда получаются передачи околоспортивные, передачи, в которых стараются острить по любому поводу и на любом месте. Это очень и очень печально, потому что этот канал показывает – и довольно квалифицированно показывает – такие высоты спорта, что в украшениях, в «оживляже» не нуждается. Конечно, я недостаточно квалифицированный обозреватель телевидения, потому что не пользуюсь ни спутниковыми тарелками, ни какими-нибудь дополнительными каналами. Не буду себя выдавать за Рокфеллера, которому все равно, сколько за это платить. Но я бы платил, если бы не одно обстоятельство: я прекрасно понимаю, что спортивное телевидение и так у меня отнимает массу времени. Если еще обзаведусь тарелками или другими дополнительными источниками просмотра спортивных программ, то, боюсь, прекращу работать. А мне еще хочется успеть кое-что сказать, а для этого надо водить перышком по бумаге.


– Вот вы сказали, что вас на 6-м канале устраивает уровень, или, как вы выразились, высоты спорта, которые нам этот канал предоставляет. Вы в данном случае имели в виду трансляции из-за рубежа или те, которые готовятся в России?


– Увы, это почти целиком относится к тому, что я вижу из-за рубежа. Это, во-первых, очень интересно операторски. Я часто звук убираю, мне интересна только картинка. Это, конечно, наглость и самомнение, считать, что разбираюсь в спорте и без помощи комментаторов. Я себе разрешал убирать звук даже в исполнении Николая Озерова. У меня был союзник – Михаил Михайлович Яншин, с которым Коля работал в одном театре, и тем не менее он меня понимал. Патриотизм должен быть отдельно, а спорт – отдельно. Спорт – сам по себе патриотичен. Когда выигрывают, не надо обращать мое внимание на слезы Родниной, я сам готов плакать от восторга и от этого выигрыша. А когда меня берут за горло – восклицаниями, криками, картинкой – мне не хочется быть патриотом.


XS
SM
MD
LG