Ссылки для упрощенного доступа

Польские кинематографисты сняли фильм об Александре Литвиненко


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Варшаве Алексей Дзиковицкий.



Андрей Шарый: Сегодня стало известно, что еще в одном лондонском ресторане обнаружены следы радиоактивного полония, которым был до смерти отравлен бывший офицер ФСБ Александр Литвиненко. В Англии и в Германии продолжается расследование обстоятельств его гибели, а в Польше снят документальный фильм о смерти российского разведчика. Лента Томаша Помповского была показана по первому каналу польского телевидения. С автором фильма разговаривал в Варшаве наш корреспондент Алексей Дзиковицкий.



Алексей Дзиковицкий: Фильм начинается с рассказа о том, что в 1987 году в Варшаву прибыл поезд с табличками «Москва-Берлин», в котором на самом деле не было пассажиров, а был секретный груз стоимостью, «превышающий бюджет Польской народной республики», который охранялся специальным подразделением КГБ № 70850 во главе с молодым офицером Александром Литвиненко.


В фильме сам Литвиненко рассказывает, что это был за груз - его слова на польский переводит диктор.



Александр Литвиненко: Мы возили деньги - это был 1987 год. Возили золото, платину, бриллианты, серебро. Эти ценности свозились в Варшаву. Перед распадом Советского союза - год-полтора - мы возили золото из Германии. Золото привозили из Германии на кораблях, военных поездах, в 20-тонных контейнерах - по 2-4 таких контейнера. Это золото вывозилось из Петербурга.



Алексей Дзиковицкий: В фильме говорится, что эти деньги вывозились советским руководством для того, чтобы вести дела за границей.


Вопрос к автору фильма, журналисту газеты Dziennik Томашу Помповскому. Как вы узнали о секретных поездах, свозивших золото, деньги в Варшаву и, известно ли, что с этими ценностями стало позже?



Томаш Помповский: Об этом рассказал сам Александр во время разговора со мной. Тогда у него не было никаких документов, что касается этого дела, но он считал, что эти деньги, в частности, были предназначены для немецких социал-демократов. Потом дополнил эту тему Владимир Буковский, но это уже не было связано с Польшей. Что с этим золотом стало? Он считал, что им пользовались также предприятия, которые были тесно связаны с бывшим коммунистическим миром.



Алексей Дзиковицкий: В фильме высказываются практически исключительно иммигранты - противники нынешнего кремлевского руководства - Владимир Буковский, Ахмед Закаев, а со стороны российских властей, обвиняемых практически всеми героями вашей ленты в смерти Литвиненко, не высказался никто - приведены только цитаты из заявления министра обороны Сергея Иванова. Не думаете ли вы, что в такой ситуации авторов фильма могут обвинить в предвзятости?



Томаш Помповский: Целью этого фильма было представить полякам мнение людей, которые им мало известны - мнение российских диссидентов. Друзья Александра Литвиненко хотят об этом говорить, и мы намеренно уделили им как можно больше места в нашем коротком фильме. Мы процитировали слова российского министра Сергея Иванова о том, что Москва заинтересована в выяснении обстоятельств гибели Литвиненко и что самые неожиданные версии в связи с этим могут появиться. Мы посчитали, что если центральные власти России высказались по этому поводу, то обращение за комментарием, например, в посольство не имеет смысла, поскольку там только повторят то, что уже сказано. Кремль заявил, что эту смерть не следует связывать с нынешними российскими властями, поэтому мы всегда употребляли термин «московские шпионы», что относится как к людям бывшего КГБ, к тем, кто связан с организованной преступностью, так и к нынешним властям - это очень широкое определение.



Алексей Дзиковицкий: Когда в фильме звучит голос Александра Литвиненко, на экране появляется надпись, что эта запись никогда ранее не публиковалась. Вы сделали запись какое-то время назад, когда еще не было известно о покушении на жизнь Литвиненко?



Томаш Помповский: Да, запись была сделана значительно раньше. Мы достаточно часто общались с Литвиненко: он часто давал комментарии польским средствам массовой информации - газетам Fakt , Dziennik - и делал это охотно .



Алексей Дзиковицкий: Насколько фильм об Александре Литвиненко, вообще, тематика, связанная с российскими спецслужбами, интересна для поляков? Какие отзывы о фильме вам приходится слышать?



Томаш Помповский: Это очень интересно. Вообще, все, что связано с Россией, особенно события после распада СССР очень интересует поляков, поскольку, как оказалось, это имеет влияние на нашу страну. Мы были государством-спутником СССР, но в определенном смысле мы до сих пор имеем здесь влияние нежелательных элементов, а хотели бы иметь влияние тех, кто является демократом и выступает за построение демократической и богатой России. Темы, связанные со шпионской деятельностью, интересны и тем, что показывают часть истории, закрытой перед нами. Фильм был сделан так, чтобы показать все это в контексте деятельности спецслужб. Программа, в которой был показан фильм, имела высокий рейтинг. Но, тем не менее, подчеркну, что мы не говорим, что наш фильм - истина в последней инстанции. Мы открыты для дискуссии.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG