Программу ведет Александр Гостев . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Наталия Руткевич.
Александр Гостев : Во Франции завершается процесс выдвижения кандидатов на назначенные на апрель президентские выборы. Лидеры крупнейших партий – правого "Союза за народное движение" и левой Социалистической партии Николя Саркози и Сеголен Руаяль - уже начали предвыборную кампанию. О выдвижении своей кандидатуры заявил на этой неделе лидер ультраправого "Национального фронта" Жан-Мари Ле Пен. Новогодние поздравления французских политиков содержали программные лозунги. Из Парижа - корреспондент Радио Свобода Наталия Руткевич .
Наталия Руткевич : Французы требуют перемен. Подавляющее их большинство не желает вновь видеть на президентском посту Жака Ширака. Однако 74-летний президент, находящийся у власти уже 12 лет, пока не сказал своего последнего слова. И поскольку Конституция не ограничивает число президентских мандатов для одного человека, то не исключено, что Ширак вновь выдвинет свою кандидатуру. Однако если это и произойдет, вряд ли ему удастся сохранить за собой кресло, считают эксперты.
Бесспорным лидером французских правых является сегодня другой политик - Николя Саркози, министр внутренних дел и лидер партии "Союз за народное движение". Саркози уже заявил о своем желании представлять партию на президентских выборах. Окажет ли она ему доверие - станет ясно 14 января, когда в ходе партийного совещания будет официально выдвинута кандидатура. По мнению большинства политологов, однако, этот съезд не более чем формальность. Давно понятно, что у правых нет другого столь же харизматичного лидера, как Саркози. Этот 52-летний политик, венгерского происхождения, давно отошел от традиционного галлизма, воплощаемого Шираком и его сторонниками. В экономической политике он куда более либерален и предлагает не церемониться с наследием левого правительства, отменив 35-часовую неделю, понизив налоги и сократив социальные выплаты. Во внутренних дела Саркози ратует за снижение иммиграции, усиления мер безопасности и ужесточения санкций в отношении правонарушителей. Лидер СНД стремится к прочному альянсу с США. Так что, не удивительно то, что стратегия Саркози это, по его собственным словам, стратегия перелома. Понятно, почему сам Ширак и многие его верные сторонники не питают особой симпатии к Николая Саркози. В своем новогоднем поздравлении глава СНД напомнил о своих президентских амбициях и призвал всех французов пойти вслед за ним.
Николя Саркози : Я хочу отстоять наши правоцентристские идеи. Я хочу вернуть к нам избирателей, по ошибке пошедших вслед за "Национальным фронтом". Я хочу вернуть к нам избирателей, которые решили, что прогресс воплощен левыми. Сегодняшние левые обрекут вас лишь на стагнацию и бездействие. Я хочу построить Францию, где все возможно. Давайте строить ее вместе. Я нуждаюсь в вас и в вашей поддержке.
Наталия Руткевич : Тем не менее, чтобы не говорил Саркози, доверие к левым во Франции не иссякло. И на левом фланге у него имеется весьма серьезны соперник - кандидат от Социалистической партии Сеголен Руаяль. Именно Руаяль, а не Саркози пока лидирует в опросах. Если они встретятся во втором туре, что наиболее вероятно, то за социалистку голоса намереваются отдать 50,5 процента опрошенных, а за Николя Саркози голосовать во втором туре, согласно опросу, будут 49,5 процентов респондентов.
53-летняя Сеголен Руаяль была избрана кандидатом от своей партии в первом же туре внутренних партийных выборов, обойдя таких опытных противников, как Лоран Фабюс и Доминик Стросс-Кан. Руаяль не новичок в политике. Она была министром окружающей среды в левом правительстве в 90-е, а в последние годы занимала пост президента регионального совета региона Пуату-Шарант. Однако по сравнению с другими кандидатами ее опыт мене внушителен. Возможно, некоторая новизна Руаяль и пленила французов, которые жаждут перемен. Существенная безработица, снижение покупательной способности, рост насилия и хулиганства - все симптомы дурного состояния дел налицо. Как и Николя Саркози Сеголен Руаяль обещает французам обновление. Предлагаемые ею реформы, касаются в первую очередь оздоровления и укрепление государственного аппарата.
Сеголен Руаяль : Я хочу, чтобы страна проснулась, чтобы французы взяли себя в руки. Я хочу, чтобы люди не теряли веру в государство, чтобы оно было орудием прогресса. Для этого его действия должны приносить немедленные плоды. Мы должны проявить решимость и сделать шаги, которые никогда раньше не были сделаны. То, чего я добиваюсь, это не просто дать Франции новый шанс, я хочу дать ей все шансы на успех.
Наталия Руткевич : Рискуя лишиться популярности, социалистка дала понять, что в случае ее прихода к власти, налоги не понизятся. Она также сообщила о своем намерении работать в направлении дальнейшей евроинтеграции.
С большим отрывом за Руаяль и Саркози следует Жан-Мари Ле Пен, лидер ультраправого "Национального фронта", одного из самых живучих радикальных движений Франции. В 2002 году Жан-Мари Ле Пен преподнес многим французам неприятный сюрприз, заняв второе место в ходе первого тура выборов и, тем самым, проложив себе дорогу во второй тур. Ведь движение Ле Пена долго рассматривалось, как маргинальное объединение, не способное в силу своих не толерантных высказываний привлечь на свою сторону избирателей. Однако 2002 год показал, что это не так. И сегодня, когда во многих странах Европы праворадикальные движения набирают силу, страх вновь видеть Ле Пена во втором туре велик как никогда, особенно с тех пор, как второй фигурой в партии стала дочь бессменного лидера Жан-Мари Ле Пена Марин Ле Пен, которая пытается изменить имидж партии, представить ее как центристское формирование и убедить избирателей в отсутствии у "Нацфронта" каких бы то ни было расистских предубеждений. Ответственная за предвыборную кампанию отца, Марин Ле Пен уверена в его шансах на победу.
Марин Ле Пен : Я бы не стала особенно доверять опросам. Если они что-то и выявляют, так это то, что идеи Ле Пена все более распространены во Франции и более близки французам. Так что, мы считаем, что у нас есть все шансы на то, чтобы выйти во второй тур и победить. Практически все политические объединения сегодня пришли к выводам, которые "Нацфронт" сделал уже много лет назад. Если в 2002 году мы были фактически единственной партией, которая говорила о проблемах, связанных с иммиграцией, с насилием, с плохим образованием, сегодня об этом говорят на всех уровнях политической лестницы.
Наталия Руткевич : Главный рецепт "Национального фронта" для улучшения состояния дел в стране - это, как и раньше, отказ от приема иммигрантов и лозунг "Франция для французов".
Помимо Руаяль, Саркози и Ле Пена, о своем намерении баллотироваться на выборы объявили еще несколько десятков человек. Из них серьезными кандидатами можно назвать центриста Франсуа Байру, экологиста Николя Юло и коммунистку Мари-Жорж Бюффэ. Традиционно в первом туре выборов во Франции участвуют 10-15 кандидатов. Для того чтобы зарегистрироваться, кандидат должен набрать 500 подписей народных избранников, то есть депутатов и мэров французских коммун. Если для представителей крупных формирований это не составляет труда, то для более маргинальных движений это зачастую непросто. Чем больше кандидатов на выборах, тем сильнее вероятность распыления традиционных правого и левого блоков избирателей. Во избежание повторения сценария 2002, крупные партии призывают других политиков к установлению альянсов, а избирателей - к ответственному голосованию в первом же туре президентских выборов, который состоится 22 апреля.