Ссылки для упрощенного доступа

Телевизионные праздники


Анна Качкаева : Вот и наступила жизнь после холодца, «Оливье», «Карнавальной ночи», «Иронии судьбы», перепетых на всех голоса шлягеров и перепоказанных фильмов минувших эпох, после активного отдыха без телевизора и ленивого отдыха перед телевизором. Президент был сдержан, говорил о духовности, показывали его все, даже на тех четырех каналах, на которых вроде не собирались. Но главный президентский рейтинг все равно был на первом, а через час после боя курантов первая ночь Нового года была ознаменована бегущей строкой. Бегущая строка в столь неуместный час могла быть о чем-то исключительно экстренном. Она и сообщала о судьбоносном. В 23:58 подписано газовое соглашение с Белоруссией. Этот новогодний эксклюзив означал, что в наступившем году интересы «Газпрома» - это и есть интересы России. И за нервной бегущей строкой на фоне богатой карнавальности еще последует скандал, что и случилось. В последний расслабленный день новогодне-рождественских каникул Россия, перекрыв нефтяной вентиль неуступчивой Белоруссии, отлучила от трубы и часть Европы. Причем, с 4 часов утра, когда все это и случилось, никаких бегущих строк и экстренных выпусков на экране не наблюдалось.


Уже ближе к вечеру, после того, как Польша забила тревогу, а пресс-конференцию министра экономики Польши прямо в прямом эфире переводили на канале «Вести-24», стал объясняться и глава «Роснефти» Семен Вайншток. Новости очнулись и заговорили с одного голоса – Белоруссия ввела незаконную пошлину, Белоруссия украла, Белоруссию осуждают в Германии и Польше. Правда, у синхронных высокопоставленных поляков и немцев ничего подобного не следовало. Они как раз говорили, что нужно искать альтернативные источники энергии, потому что больше нельзя зависеть от одного поставщика, что, вероятно, означает не только зависимость от непредсказуемой Белоруссии.


Газово-нефтяная тема закольцевала телевизионное празднование Нового года и Рождества. Каким оно осталось в нашей зрительской памяти, и осталось ли вообще? Как телесмотрение после каникул показалось вам, уважаемые слушатели, и моим коллегам? Сегодня со мной вместе подводят итоги этих самых десятидневных, девятидневных новогодне-рождественских телевизионных каникул Александр Мильман, обозреватель «Московского комсомольца», и Арина Бородина с нами по телефону, обозреватель газеты «Коммерсант».


Я вас, коллеги, поздравляю с буднями рабочими.



Александр Мильман : И вас также.



Анна Качкаева : Вы уже подключились – кто позже, кто раньше. Александр больше смотрел в этот раз. Мы с Ариной уезжали, но взглядывали на телевизор по приезде, но, конечно, наблюдали и за цифрами смотрели. Вам, уважаемые слушатели, мы задаем простой вопрос – С каким телевизионным каналом вы преимущественно провели эти первые новогодние дни? Не ругайтесь только сразу. Попробуйте вспомнить, где вы либо отдыхали, где вам было просто хорошо, а уж ругайтесь по сути и аргументировано.


Арина, начнем с вас, с ваших впечатлений и с цифр, которые, наверное, уже у вас в руках.



Арина Бородина : Цифры прямо под рукой, я бы сказала. Насчет впечатлений вы справедливо сказали, что я просто могу сказать о первых двух днях Нового года то, что я видела, и какие-то последние, вчерашние уходящие дни рождественских каникул. Кстати, хочу сказать, что, на мой взгляд, в этом году речь президента заметно отличалась от предыдущих. Она была какой-то не обезличенной, а вполне конкретной.



Анна Качкаева : Теплой такой.



Арина Бородина : По-моему, впервые за долгие годы президент говорил о таких вещах, как бедные и богатые, бабушки и дедушки, отцы и матери, рождение детей, то есть те самые семейные ценности, о которых сейчас так принято говорить, они были облечены в какую-то человеческую форму. Не говорилось о демографической ситуации в стране в целом, а говорилось именно о рождении детей, то есть говорилось нормальным языком. Я даже потом в записи прокрутила речь президента еще раз и подумала, что все-таки его спичрайтеры в этом году постарались. Что касается картинки того, как выглядел президент, это мне показалось отдельной историей. Но что касается речи…



Анна Качкаева : А в чем отдельной? Просто любопытно, совпадут ли.



Арина Бородина : Во-первых, это уже не первый раз, как говорится, он стоит не живьем, а стоит, как говорят телевизионщики, на хромоке. Это видно, что это декорации.



Анна Качкаева : Да, да, да.



Арина Бородина : На мой взгляд, совершенно неудачный был галстук. Он как-то выглядел немножко немодно что ли. Вот лоска не хватало нашему президенту, хотя он вполне иногда на картинке смотрится респектабельно. Может что-то недоработали те люди, которые с ним работали по части внешних визуальных признаков, а вот, что касается содержания, по-моему, было очень, на мой взгляд, неплохо. Но это такие частные наблюдения.



Анна Качкаева : Арина, раз вы уже затронули так подробно тему президента, я просто расскажу впечатления моей коллеги, которая вернулась из Юрмалы и с воодушевлением пересказывала мне активную дискуссию на страницах латвийской прессы русскоязычной, где всерьез обсуждают, кто же выиграл – президент Латвии, президент России или премьер-министр. Там же подсчитывают рейтинги очень активно.



Арина Бородина : В смысле в новогоднюю ночь?



Анна Качкаева : Да, в новогоднюю ночь. Как смотрело население этих трех президентов? Мы еще поговорим, что это очень любопытно, что на постсоветском пространстве эта традиция прижилась, в отличие от Европы, президенты народ поздравляют или руководители. Так вот выяснилось, одна из газет писала, что на трех каналах население смотрело Путина, а на двух каналах смотрело президента Латвии Вике-Фрайберга. Другая газета писала, что наоборот. Но, тем не менее, общий рейтинг, который они там составили, показывал, что население на первое место по рейтингам поставило женщину, президента Латвии, потом по рейтингам шел премьер, а третьим шел господин Путин. Но все хвалили Путина за локаничность, изысканность, сдержанность.



Арина Бородина : (Смеется) Вот видите, я не знала о таком мнении. Просто я сужу по мнению всех близких своих, сидящих за новогодним столом, несмотря на праздничную суету и свои какие-то радости. Все мы разных поколений люди – моя мама, ее муж – мы все отметили, что он впервые говорил нормальным языком о понятных вещах. Более того, речь о том, что в стране есть бедные, я, честно говоря, не помню, чтобы говорили наши президенты за последние несколько лет, что есть богатые, что есть бедные, чтобы не было бедных.



Анна Качкаева : Да.



Арина Бородина : Но это такие частные наблюдения. У нас новогодняя ночь, если мы говорим о цифрах и о статистике, о которой вы обмолвились, что подводили в Латвии, у нас традиционно выигрывает Первый канал. Самым большим и самым популярным проектом Нового года по рейтингам опять остается как раз выступление Владимира Путина – это 53 процента доли телевизионной аудитории. Сразу хочу сказать, что президента не стали смотреть меньше. Очень высокий именно рейтинг, то есть количество населения страны (27 процентов – это очень высокая цифра) смотрят новогоднюю ночь на Первом канале президента Путина. И по традиции среди рейтинговых лидеров Максим Галкин с его традиционным новогодним шоу, новогодний огонек Первого канала «Первый дома» - это почти 40 процентов доли аудитории. Новогодний огонек на канале «Россия» смотрело 30 процентов доли аудитории, то есть треть всех включивших в Новый год телевизоры. Сразу хочу сказать, что среди сетевых каналов на первом месте «Камеди Клаб» с каналом ТНТ. Это довольно хороший результат для них. На канале НТВ песни АВВА на русском языке смотрел достаточно маленький процент зрителей. Сразу после «Иронии судьбы», которая шла вечером 31 декабря, зрители с канала ушли. Почти вдвое меньше смотрели АВВА. Очень скромно показал свои результаты канал СТС. Я хотела бы сказать - тут такой момент. У них очень славное получилось шоу «Слава богу, Новый год»…



Анна Качкаева : На мой взгляд, одно из лучших. Просто его смотреть, вероятно, не могли под стол.



Арина Бородина : Понимаете, Аня, кстати говоря, о тенденции наших каналов. Дело в том, что, на мой взгляд, канал СТС просто опустил руки. Потому что в прошлые года он тратился на новогодние проекты очень существенно. И премию получил очень качественный и дорогостоящий постановочный проект «Ночь в стиле детства». А в этом году это шоу цикловое, которое шло в течение года. Оно, конечно, совсем не смотрится за новогодним столом. Я просто как человек, в силу своей занятости, смотрела его в записи 1 января. Оно очень славное, местами очень смешное, но оно совершенно не подходит под атмосферу новогоднего стола. На мой взгляд, в этом смысле канал сознательно явно делал такую ставку. Рейтинг очень скромный даже в целевой аудитории канала СТС, которая преимущественно смотрит этот канал. Его даже, скорее, смотрели зрители более старшего возраста. Но шоу, действительно, очень славное, очень смешное местами.



Анна Качкаева : Саша, а теперь давайте коротко о ваших впечатлениях.



Александр Мильман : Я, прежде всего, продолжу Аринино выступление по поводу выступления президента Путина и его внешнем облике. Потому что достаточно интересная тема. Здесь, мне кажется, Арина, может быть, не совсем права в том смысле, что пиар как раз, может быть, был именно правильный, что президент был лишен на этот раз обычного лоска, а был именно в таком виде. Потому что, может быть, говорил о пенсионерах, может быть, это было сознательно сделано, потому что есть пример партии СПС, которая летала на дорогом самолете и в результате провалилась. Может быть, если бы он вообще был в демисезонном пальто, то это было бы еще внушительнее в этом смысле. Но это так шутка.


А так, в принципе, новогодняя ночь…Здесь Арина сказала, что СТС не поставила на новогоднюю ночь, мне кажется, никто, в принципе, не поставил. Мне кажется, что этот год новогодний…



Анна Качкаева : ТНТ, кстати должна сказать, тоже, в общем, мне кажется, проиграл во многом, потому что они поставили встык с Галкиным перед 12 часами. Может быть, они могли бы набрать большее количество зрителей, если бы иначе программировали ночь.



Александр Мильман : Да, здесь вопрос и программирования и того, что называется контент на нашем языке, то есть программное наполнение. В данном случае программа наполнения, скажем, если говорить быстро о каналах, то есть на Первом они сделали как бы вторую серию, некий ремейк того, что было в прошлом году, но по качеству это, по-моему, несравнимая вещь. Потому что в прошлом году «Первый скорый» был очень хороший, качественный и интересный. Здесь они его показали через полтора часа после начала Нового года. На «России» сделали тоже самое, что они обычно делают по субботам – свои огоньки. Никого нового, кроме Аллы Борисовны Пугачевой, то есть тоже никаких новых идей не было. Поэтому, я так понимаю, что вот этой ставки на новогоднюю ночь не было как таковой. А то, что, может быть, было понятно, что и Первый канал, и «Россия» таким образом давали фон, под который люди могли и расслабиться, и попеть, и немножко поглядеть в телевизор, может быть, в какой-то степени это было правильно. Поэтому, может быть, маленькие рейтинги у «Слава богу, Новый год», когда нужно было только смотреть, о чем говорили артисты в своих импровизациях.


В принципе, я просто не напрягаюсь по поводу того, какой был Новый год. Я думаю, что и сами каналы достаточно спокойно к этому отнеслись на этот раз.



Анна Качкаева : Я думаю, что даже не столько спокойно, сколько уже так, махнув рукой. Потому что, ей богу, доходило до смешного. Мне позвонило несколько людей, даже вчера еще звонил мой коллега, и спрашивал: «Ты не можешь объяснить, почему Первый канал нас поздравлял с годом Собаки?» Я говорю: «А ты обратил внимание на часы?» Он говорит: «Нет». «Это, - говорю, - было уже через час с лишним после президента. Поэтому пошел прошлогодний проект».



Александр Мильман : Да.



Анна Качкаева : Про этот «Первый скорый». Поэтому где-то там завалялась шутка про собаку. Скорее всего, может быть, это и есть некая тенденция, то есть нет ничего удивительного, что по традиции с Первым страна встречала Новый год.


Но, Арина, есть ли какие-то общие цифры? Мне любопытна тенденция. Мне кажется, что аудитории все меньше и меньше у экранов – неважно с Первым она встречает или не с Первым. Я посмотрела с 2002 года она неуклонно уходит, что с Первого, что с «России». Есть какая-то средняя доля или еще нет?



Арина Бородина : Я, во-первых, хочу буквально согласиться абсолютно с Сашей. Не вижу никакого драматизма в такой новогодней ночи. Все равно считаю, что в целом у нас телевидение очень качественное, особенно если ты смотришь и сравниваешь его с западным. Вот я сейчас, будучи неделю в Германии, посмотрела, что показывают там именно эфирные каналы, мне кажется, что на наше телевидение грех жаловаться, с точки зрения развлечения и того, как это сделано.


Что касается аудитории, понимаете, Аня, мне надо посмотреть внимательно цифры за несколько лет. Но вот такого драматичного оттока зрителей нет. Например, фильм «Москва слезам не верит» в этом году 31 декабря смотрело по стране 40 процентов доли аудитории. Обычно этот фильм уже очень много лет подряд набирает примерно такие же цифры. И, судя по поздравлению Путина и по огоньку Максима Галкина, они чуть-чуть снижаются, но не драматично. Но это смотрят, заметьте, Первый и Второй каналы возрастной, пожилой зритель. Зритель наш консервативен. В День Победы и в Новый год у телевизора все-таки находится максимальное количество зрителей из тех, кто его вообще привык смотреть.


А что касается наших новогодних подходов, тенденций к телевидению, мне тоже показалось, что не было ставки такой на конкуренцию очень сильной. Но, вы знаете, просто технология телевидения должна развиваться. Что касается новогоднего огонька, когда Аллу Пугачеву, которую получил канал «Россия», показывают (я специально засекла) на 49-й минуте с новой песней, это непростительно. Потому что страна, которая привыкла видеть свою любимую певицу, приму, как к ней не относись, она должна блистать. И показывать ее на 49-й минуте с концертным номером, это просто, на мой взгляд, не закон телевидения.


Что касается фильма Первого канала «Первый дом» (кстати, мне очень понравилось название, оно очень обаятельное), он ведь сделан просто в стилистике первого фильма. Мы, например, смотрели фоном Первый канал. Меня этот фильм не раздражал, просто другой вопрос, Саша справедливо сказал, это повтор того, что было в прошлом году.



Анна Качкаева : Но на мой взгляд, я на знаю, согласитесь ли вы оба со мной, это такой апофеоз всего того, что за 10 лет перепели, перетанцевали, переговорили. Он просто наполнен, напичкан цитатами, отсылками, фразами, песнями. Роскошный, дорогой, уже с этой всей техникой, со всеми необходимыми эффектами. А просто дальше, мне кажется, уже все. Дальше должно выдохнуться.



Арина Бородина : Аня, вы сами сказали и подвели нас к этой мысли о том, что, мне кажется, что на следующий год уже сами каналы… Потому что телевидение не может выдавать каждый год (как к нему не относись, в данном случае, наверное, заступлюсь за телевидение) какие-то сверхидеи. Должен быть какой-то цикл. Его должны пройти. Они повторили вторую часть «Первого дома». Они посмотрели цифры. Я надеюсь, что на следующий год все-таки придумано что-то новое, но относительно новое. Хотя люди в новогоднюю ночь достаточно консервативно относятся к телевизору.



Анна Качкаева : Арина, я даже, может быть, не про это. Я вот про что. Я понимаю, что с приемами вряд ли что-то принципиально изменится, в конце концов. Я просто про замороженность времени. Вот смотрите – времена поменялись, президенты у нас за эти семь лет сменились (третий уже на подходе), а песни у нас все те же. А где-то такой забор перед перестройкой…



Арина Бородина : А где же новые-то песни взять? Это уже проблема не телевидения, на мой взгляд. Это проблема целых индустрий, нескольких индустрий. Ведь были попытки новых форм – и «Не голубой огонек», и «Технология на РЕН-ТВ», и «Ночь с Олегом Меньшиковым». Это, конечно, все разновидности одной и той же формы. Но новых песен нет. Значит, страна не развивается в смысле индустрии развлечений. Здесь телевидение, конечно, флагман этой индустрии, но предъявлять претензии только к нему, мне кажется, это неправильно.



Анна Качкаева : Это, безусловно, потому что все время двоится – президент говорит о бедных, а с 1 января все подорожало. Войдите в троллейбус и так далее.



Арина Бородина : Вот в этом цинизм, к сожалению.



Анна Качкаева : Это так во всем почти!



Александр Мильман : Действительно, телевидение просто ретранслирует проблемы, Аня, о которых вы сказали. Потому что, действительно, как Арина сказала, проблемы таких смежных индустрий, в данном случае, скажем, популярной российской музыки, это то, что называется таким словом «попса», она, действительно, одна и та же. Она практически уже не меняется второе десятилетие. Мы это смотрим. Мы, может быть, этим наелись, но опять же, если правильно режиссер может это все построить… Потому что все лучшие проекты с той же самой попсой, с теми же самыми людьми, они очень хорошо шли – и «Старые песни о главном», и «Песни года», и все перепевы на СТС детских песен, и в прошлом году «Первый скорый». Это те же самые люди, но правильно режиссер их поставил, построил. Продюсер все это смекнул. И вот в этом случае получается удача.


Просто других писателей для вас у нас нет, есть эти люди, на которых некоторые снобы уже плюются, наверное, народу они все-таки еще не надоели, но это, действительно, проблемы смежных индустрий. Другое дело, что об этих проблемах можно, скажем, подробнее говорить и посмотреть, скажем, что если в «Песне года» 80-х годов ждали каждую песню, когда это была итоговая передача, а здесь, когда мы смотрим, мы смотрим опять как фон. Потому что, когда нам называют автора слов и автора музыки, мы их не то, что не знаем, это просто песни-однодневки. Даже непонятно, кто эти люди. В глазах и светятся денежные знаки и не более того. Поэтому это, действительно, изменение времени. Аня, вы здесь, действительно, точно сказали. Но это такое новое время. Другое дело, что и в новом времени можно, наверное, делать качественное телевидение, качественную музыку, но для этого нужно постараться хорошо.



Анна Качкаева : Вот наши слушатели пишут, поздравляя всех вас, коллег, с ушедшим уже праздником и Рождеством. Кто-то смотрел, кто-то не смотрел. «Ящик выключили задолго до 0 часов. Посмотрели звезд на льду, послушали Спивакова, ночью Джо Дассена. Спасибо каналу «Культура» за все эти дни». Еще тут пишут, вспоминают и Вену на «Культуре» - Венский оркестр, конечно, и Казарновскую, которая, на мой взгляд, была одним из открытий этой ночи. Еще вот вопрос: «Все время хочется спросить у Рязанова – что это было и зачем?» Видимо, имеется в виду «Карнавальная ночь-2».



Арина Бородина : Да, «Карнавальная ночь-2».



Анна Качкаева : Я посмотрела, в общем, могу сказать с большим разочарованием, честно говоря.


Александра из Свердловска, из Екатеринбурга нам пишет: «Посмотрела анонс новогодних развлекаловок и с удовольствием не смотрела телевизор». Я посмотрела, на форуме наши слушатели тоже друг друга уговаривают перестать по этому поводу переживать, смотреть западные каналы и, в общем, отдыхать отдельно. У меня появилось впервые в этом году несколько семей, которые позвонили мне и демонстративно сказали, что мы объявляем такую внутреннюю акцию протеста и в 0:30 выключаем телевизор.



Александр Мильман : И на улицу. Была хорошая погода зимняя, прекрасно.



Анна Качкаева : Да, да. Вот какое-то новое ощущение оттого, что можно и не с телевизором встречать Новый год, явно в этом году проявилось.


Мы сейчас перейдем к разговору о кино, которого было чрезвычайно много в эти десять дней. По-моему, оно, как лапша, из всех ушей и ноздрей и отовсюду лезло. Арина, как там с рейтингами кино?



Арина Бородина : С рейтингами кино тоже, в общем, неплохо, хочу вам сказать. Но я посмотрела, поскольку рейтинги пришли только на момент 3 числа. Именно Гэлам-Медиа прислал, потому что есть еще рейтинги Первого канала. «Карнавальную ночь», как ни странно, смотрело огромное количество людей – почти 40 процентов доли аудитории. Это, конечно, эффект ожидания. Я, честно говоря, просто изначально ничего не ждала от ремейка, как, собственно, при всем моем уважении, ничего давно не жду, начиная с фильма «Привет, дуралеи» от Эльдара Александровича Рязанова. Для меня это даже не фильм. Мне показалось, что просто такой стык музыкальных номеров, которые напрочь лишены режиссуры и какой-то сценической драматургии.



Анна Качкаева : Да, нет. Он пытался, наверное, тоже по-своему чего-то про время сказать, только все это как-то не получилось.



Арина Бородина : Но непонятно только, про какое время – про 90-е, 80-е или 2000-е?



Анна Качкаева : Согласна.



Арина Бородина : Но, я хочу сказать, что рейтинг был высок. Я сразу хочу сказать, что за эти десять дней, на мой взгляд, был самым провальным день 1 января. Поскольку я как раз была в Москве. Я очень люблю смотреть 1 января телевизор - такова моя лично привычка. Смотреть практически было нечего. А вот потом я посмотрела по программе, действительно, шли хорошие фильмы – и старые, и новые. И редкое телевидение, хочу вам сказать, может похвастаться тем, что премьеры таких фильмов, как «Троя» (блокбастер, который смотрели очень активно), фильм «Властелин колец» вчера шла третья часть и вторая была в повторе. Показывали фильм Тиграна Кеосаяна «Заяц над бездной» - премьера, который тоже смотрели неплохо. Тот же Рязанов, Данелия и Гайдай «Кавказская пленница», «Новые приключения Шурика», «Афоня». Все эти фильмы шли очень неплохо. Но мы повторимся, что это возрастная аудитория смотрела.


Но, на мой взгляд, структуры эфира в эти дни ее все-таки в эти дни не хватало. Это очень во многом повторяло программирование прошлых лет. Потому что уже два года назад канал «Россия» показывал в позднем прайме «Место встречи изменить нельзя». Поскольку этот фильм работает без проблем, его показывают еще раз, еще раз и еще раз. Был фильм «Остров» 7 января. Я думаю, что это тоже следует отметить на канале «Россия». Это очень свежая премьера Павла Лунгина, который канал показывал без рекламы. Я считаю, что для телевидения такой большой страны это, действительно, очень хорошая история.


Были и плюсы, и минусы. Тут нельзя, на мой взгляд, только черными красками красить наше телевидение.



Анна Качкаева : Да, никто, действительно, не красит. Потому что опять же я смотрела телевидение, начиная с 1 января уже в Европе, скажу, что там Новый год совсем для телевидения не Новый год. Это совершенно обычные будни. Такое ощущение у меня, что и мы к этому спокойно движемся. Еще какие-то такие пенные всплески существуют на постсоветском пространстве. Славянские государства тоже все соревнуются в показе собственных президентов. Лукашенко выступал и был прямо со слезой, как мне говорили, в камеру смотрел. Ющенко очень долго читал по бумажке, чем, разумеется, раздражал зрителей. Об этом тоже уже сказали, что Путин в этом смысле выглядел гораздо эффектнее. Вот мы знаем, что и балтийские президенты… Вокруг этого тоже шоу, по-разному – от романтики до снежинок. Но, конечно, телевидение России в первые два дня все равно выглядит одним из самых эффектных. Потому, по-моему, просто не хватает пороху. Под конец, под Рождество, премьеры подгадывают.


Александр, у вас какие впечатления по поводу кинопоказа?



Александр Мильман : Я здесь консерватор. Я с удовольствием смотрел наше старое кино, старые комедии 70-х – 80-х годов. Там позавчера с таким удовольствием посмотрел «Берегись автомобиля», когда смотришь там уже десятый, пятнадцатый раз, видишь какие-то новые тонкости для себя, и не устаешь все это просматривать и радоваться за тончайшего режиссера Эльдара Александровича Рязанова.


По поводу новых картин, по поводу «Карнавальной ночи-2». Это, конечно, для меня очень серьезная, сложная и больная тема. Я даже некоторым образом боюсь ее касаться, потому что… Вот Арина сказала, что она давно уже ничего не ждет от Эльдара Александровича. Она начала с фильма «Привет, дуралеи». Я согласен, что, начиная с «Привет, дуралеи» Эльдар Александрович изменился. Другое дело, что хочу сказать, что «Посмотрите Андерсена», мне кажется, это все-таки хорошее кино.



Арина Бородина : Да, на этот фильм хорошие рецензии. Я тоже хочу его посмотреть обязательно. Я буду только рада, если этот фильм действительно удался.



Александр Мильман : Просто, мне кажется, что главная здесь проблема у великого режиссера – это именно потеря некоего отношения с этим новым временем. Я могу это развивать, я об этом уже говорил. Просто это для меня очень большая, сложная и больная, еще раз скажу, тема. Потому что это мой, да и не только мой, любимый режиссер, но это, действительно, большая проблема не только Эльдара Александровича. Потому что опять же, когда он говорит об этом времени, это очень интересно слушать. Он все понимает, но вопрос ощущения этого нового времени он очень важен и для режиссера Рязанова, прежде всего, в данном случае. Очень непросто этому соответствовать.


А что касается других новых картин, то, мне кажется, что здесь, говоря словами героя «Иронии судьбы», что «конец новогодней ночи, завтра наступит похмелье, пустота»… Вот единственное, что я вчера увидел фильм «Слушатель» с Никитой Высоцким, Дюжевым и Михаилом Ефремовым. Мне он очень понравился. Здесь я впервые увидел комедию уже новейшего времени, и она, по-моему, была остроумна, очень интересна и смешна. Это удача. Все остальное, что вы сказали, Арина, «Заяц над бездной», это все-таки нельзя назвать удачами нового русского кино.



Арина Бородина : Это я просто говорила о премьерах.



Александр Мильман : Да, да, я понимаю, я согласен. Поэтому впечатление такое.



Анна Качкаева : Коллеги, а давайте коротко – как вы полагаете все-таки кто из каналов выиграл эту ночь, хотя, может быть, уже и не стоит в этих категориях говорить, даже не ночь, а вот эти несколько дней? Кто пытался удовлетворить своего зрителя, в большей степени соответствовал своей аудитории?



Арина Бородина : С точки зрения программирования, 31 декабря, я считаю, что все-таки, безусловно, лидер это Первый канал. С точки зрения постпраздничного, наверное, иногда удача идет и на стороне канала «Россия». Потому что вечер дней, начиная с 3 по 7, на канале «Россия» выглядит вполне убедительно. Вообще, оба канала настолько похожи и настолько знают свою аудиторию, что и на том, и на другом канале было очень много старых фильмов. Я, кстати, тоже очень большой их поклонник. Были премьеры. Поэтому, в общем, старались оба угодить. В общем-то, кстати говоря, и канал НТВ сильно в грязь лицом не ударил. Он как-то микшировал между ними. Потому что, судя по сетке, и там тоже были фильмы и того же Эльдара Рязанова смотрели очень активно. Но, с точки зрения программирования, все-таки Первый выстраивает свою ночь наиболее грамотно.



Александр Мильман : Я согласен по поводу ночи. Мы об этом уже подробно говорили. Что касается этой праздничной недели, то, мне кажется, все-таки надо подразделять. Когда мы говорим, что канал «Россия» показывает «Остров», и показывает, скажем, другое очень хорошее кино, при этом масса того юмора, о котором уже скучно говорить, другое дело я хочу сказать, опять же по поводу времени. Когда мы на «Культуре» смотрим «Вокруг смеха», мы видим совсем другие глаза людей, другие лица, нежели те, что смеются сейчас. Это тоже такая черта этого времени тоже такая черта этого времени. В данном случае, может быть, канал «Россия», действительно, удовлетворил самую разную аудиторию.


Но я еще скажу, это субъективное мнение, о канале ТВ-Центр. Да, они, может быть, не первыми показали это самое фигурное катание, но там еще был и очень неплохой концерт шансона, что тоже многие у нас любят. Мне кажется, что очень важно (это тоже, может быть, очень отдельная аудитория), они показали достаточно много фильмов и о Марине Нееловой, у которой был юбилей, и с ее участием фильмы, что не сделал, кроме канала «Культуры», больше никто. Здесь я хочу отметить в этом отношении ТВ-Центр.



Арина Бородина : Вчера канал «Культура» показал замечательный фильм «Монолог», посвященный юбилею Нееловой. Я хочу еще отметить две программы на канале ТВ-Центр в эти праздничные дни – это своеобразная реанимация программы «От всей души» и «100 вопросов взрослому» с Никитой Михалковым. На рождественской неделе это было такое достаточно симпатичное зрелище.



Анна Качкаева : Ну хоть как-то отличалось от всего того отформатированного, от которого все устали.



Арина Бородина : Отличалось и довольно заметно. Это было думающее, развлекательное телевидение.



Анна Качкаева : Кстати, там, на ТВЦ, и Тарантино показывали и, как ни странно, это живой эфир с катка. Он хоть и такой самодеятельный в некотором роде, но все равно всегда от живого эфира есть ощущение жизни.



Александр Мильман : Они встроились в этот монстрим, не ими сделанный.



Анна Качкаева : Да, да, не ими сделанный, но…



Арина Бородина : И это лишний раз подтверждает, что все-таки наше телевидение разнообразнее.



Смех в студии



Анна Качкаева : И это правда.



Александр Мильман : Да, да.



Анна Качкаева : Николай из Саратовской области, вы в эфире. Здравствуйте! Мы вас слушаем.



Слушатель : Добрый день, приветствую Анну, Арину, Александра. Новый год встречал в 17:00. Путина слушал пять раз.



Смех в студии



Слушатель : Главная удача – это АВВА, Кортнев. Ему отдельный привет, я вместе с ним учился. 30 лет «Земляне» - отличный концерт был. Вообще, после Нового года «Спартак» играл с «Арсеналом». А, вообще, главный у меня вопрос по поводу рейтинга фильма «Остров». Есть цифры уже?



Анна Качкаева : Еще, наверное, нет. Потому что это произошло только позавчера. То есть они, наверное, есть предварительные, но нет окончательных. А вы почему спрашиваете?



Слушатель : Просто я считаю, что главная фраза, которая прозвучала в устах Петра Мамонов «Во Франции тоже люди живут», это тоже очень важно.



Смех в студии



Анна Качкаева : Понятно.



Слушатель : И вообще, возвращаясь к приветствую, там бедные и богатые, главное быть счастливым. А все остальное… Бога нас разными сделал.



Анна Качкаева : Да, но лучше все-таки и не бедным, и здоровым. Это тоже правда.



Слушатель : Да, да. А по поводу рейтинга, я считаю, что комедии – это Гайдай, Данелия, Рязанов на третьем месте. Это мое мнение.



Анна Качкаева : Эдуард из Петербурга, здравствуйте!



Слушатель : Здравствуйте! Всех вас с праздниками прошедшими поздравляю. Во-первых, я хочу сказать, что Владимира Владимировича принципиально мы не смотрели с женой. Принципиально смотрели Леонида Ильича Брежнева по ностальгии.



Анна Качкаева : Да, что вы!



Смех в студии



Анна Качкаева : А как же вы чокались бокалами?



Слушатель : А они его поставили встык.



Анна Качкаева : А! Там тоже в 12 часов били куранты?!



Слушатель : Да, да. Только заменили Владимира Владимировича Леонидом Ильичем. У меня есть как бы небольшое замечание по поводу «Карнавальной ночи-2». Это просто, на нашей взгляд (моей семьи, моих близких), Рязанов очень не любит сегодняшнее время. Все это нашло отражение здесь. Может быть, вы помните финальную песню (я думаю, что это его личные стихи) о том, что просто хочется чего-то доброго и светлого. Это доброе и светлое в сегодняшнем дне он, к сожалению, сегодня не видит.


А вообще, мы старались смотреть, соглашаясь со всеми вашими мнениями… Сейчас в голове только рождественские праздники. Поэтому очень сильно понравился фильм «Разные судьбы».



Анна Качкаева : Да, «Почему ты мне не встретилась»…



Слушатель : Очень понравился фильм «Остров». Мы еще раз посмотрели его на DVD .



Анна Качкаева : Спасибо, Эдуард, за ваше мнение очень подробное. Михаил из Москвы, вы в эфире, здравствуйте!



Слушатель : Дамы и господа, добрый день! Я вот какой хотел задать вопрос. Дело в том, что телевизора у меня нет уже лет пять. Старый скончался, а новый просто не захотелось покупать. Он мне не нужен.



Анна Качкаева : Михаил, а как вы Новый год встретили? По радио?



Слушатель : В общем, - да. У меня было какое-то радио. Я не помню – то ли Радио Свобода, то ли «Эхо». Честно говоря, мне самому даже и это было не нужно. Но у меня домашним нужен был чей-то отеческий голос. Кстати говоря, мне кажется, наш советский-то слушатель не столько в Путине нуждается, сколько в государственном отеческом слове. Все равно в чьем.



Анна Качкаева : Конечно, и в курантах нуждается!



Слушатель : Хоть собака Кони была бы на этом месте, они бы все равно это бы все слушали.



Смех в студии



Слушатель : Дамы просили меня не ругаться, да?



Анна Качкаева : Да.



Слушатель : Давайте я вместе ругательства я вам задам такой вопрос. На ваш взгляд, настанет ли такое благословенное время, когда иметь телевизор будет вменяться в почетную обязанность гражданина, а его отключение будет приравниваться к государственному преступлению? Спасибо.



Смех в студии



Александр Мильман : Хороший вопрос! Это вопрос утрированный, с юмором, но в каждой шутке есть доля шутки. Мне кажется, вот такое суперсерьезное отношение к телевизору у нас в стране традиционно, хотя уже не у молодых…



Анна Качкаева : Уходит, уходит…



Александр Мильман : Я про молодых сейчас не говорю. У них суперсерьезное отношение к компьютеру. Это их проблема.



Анна Качкаева : И тоже будет проблемой, кстати.



Александр Мильман : Да, да, я это уже вижу по своей дочери. А по поводу телевизора, те, кто находится у власти (все-таки нам без этого никуда не деться), они очень хорошо используют эту нашу зависимость от телевидения. По-моему, очень умело используют, очень грамотно и очень точно. Плюс те топ-продюсеры каналов, которые тоже это хорошо понимают. Поэтому такая тотальная зависимость от телевизора это большая проблема в России.



Анна Качкаева : Смотрите, мне понравилось, что слушатель альтернативу нашел – по ностальгии встретил Новый год. Арина, вы как-то хотите прокомментировать?



Арина Бородина : Это очень забавно. Мне кажется, кстати говоря, очень симптоматично. Я думаю, что, наверное, кто-то не сильно большой разницы в этом находит. По большому счету, ведь, действительно, неважно, кто поздравляет. Главное, что эта традиция, сложившаяся десятилетиями. По ней ведется водораздел нового года.



Анна Качкаева : Это тоже канон. Так живут.



Александр Мильман : Традиция.



Арина Бородина : Традиция.



Анна Качкаева : А действительно нет еще цифр по «Острову»?



Арина Бородина : Аня, я как раз сейчас включила компьютер во время нашего эфира. Не пришли рейтинги еще за 6, 7 января. Даже предварительных нет. Потому что, я думаю, что это будет в течение ближайшего часа. Пока, к сожалению, нет цифр даже предварительных по Москве.



Анна Качкаева : Я думаю, что рейтинг будет неплохим, хотя, наверное, не зашкаливающим. Потому что, мне кажется, кино это все равно нужно было смотреть на большом экране.



Арина Бородина : Но если вспомнить фильм Андрея Звягинцева «Возвращение», который тоже канал «Россия» показывал также вечером без рекламы и практически по следам его премьеры в кинотеатрах, цифры были очень высокие. Я думаю, что при той рекламе, которая сопутствовала «Острову», как минимум, я думаю, что треть аудитории посмотрела его. Посмотрим, надо дождаться цифр. Но, тем не менее, это хорошая, знаковая история, что его показывают на таком большом экране в Рождество.



Анна Качкаева : Да, и вот пишут наши слушатели Майоровы относительно «Острова»: «В фильме достаточно было одного потрясающего Мамонова. Зачем все другие, вообще, непонятно. Мамонов должен получить большой приз». Мы только что об этом с Александром разговаривали.



Александр Мильман : Да.



Анна Качкаева : Работа фантастическая у этого актера. Можно об этом говорить…



Александр Мильман : Просто Мамонов живет в этом фильме, а другие хорошо играют. Это разные вещи.



Арина Бородина : Я с Сашей абсолютно согласна.



Смех в студии



Анна Качкаева : Еще наш слушатель Юрий вспоминает канал «Спорт»: «С удовольствием смотрел этапы биатлонного кубка. Спортсмены радовали больше, чем все наши правители и шоумены».



Арина Бородина : Я, кстати, тоже смотрела биатлон, и вчера смотрела.



Александр Мильман : Да, кстати. Ведь кроме того, что повторяли «Спартак»-«Арсенал», где «Спартак» обыграл, разгромил этот «Арсенал» в новогоднюю ночь, то, например, вчера повторяли финал суперкубка Лиги чемпионов «Манчестер»-«Бавария». Для болельщиков это тоже просто отрадный факт, когда «Манчестер» на последних секундах забил два гола. Я с таким удовольствием смотрел. Я думаю, что многие болельщики тоже. Спасибо каналу «Спорт» тоже.



Анна Качкаева : Короче говоря, ругаться-то особо не на что?



Александр Мильман : А мы не и не пришли сюда ругаться.



Анна Качкаева : Все, всё, кто, что хотел, то и нашел, кто не хотел, тот выключил.



Александр Мильман : Аня, надо уметь выключать. Надо уметь не раздражаться на то, что мы видим, не соответствует нашему ожиданию. Надо уйти от телевизора или найти себе что-то, умение выбрать – это характеристика свободного человека. Я думаю, что большинство из нас такие.



Анна Качкаева : Вадим из Москвы, вы в эфире. Мы вас слушаем.



Слушатель : Самое большое удовольствие я получил от интервью Анны Качкаевой с Никитой Михалковым.



Александр Мильман : Согласен, согласен! Я вчера его два раза слушал!



Слушатель : Возвращаясь к телевидению, я бы хотел к вашему такому веселому настроению немножко добавить дегтя. Я интересуют новостными передачами. И вот 30 числа я слушал новости на НТВ. Вел Пивоваров. И вот это пример того, как оболванивают нашего человека. Там был сюжет, точнее комментарий не Пивоварова, а другого человека, о казни Саддама Хусейна, где говорилось, что режим Саддама Хусейна был чуть ли не лучшим другом Соединенных Штатов Америки. Еще не было сказано, что с 1972 года существовал договор о дружбе между Советским Союзом и Ираком с этим кровавым диктаторским режимом, который не был расторгнут ни Россией, который до последнего помогал этому Саддаму Хусейну и политически, и морально, и экономически.



Анна Качкаева : С новостями у нас дело вообще отдельное. Потому что, я говорю, что год начинался не самым радостным событием. Любая казнь – это крайне грустная история. Но все, что потом было вокруг новостей, они так как-то лениво пробивались сквозь развлекалово, и сквозь кинопоказ. Некоторые выпуски были даже отменены.



Арина Бородина : 1 января два госканала уже по традиции отменяют новости вечерние напрочь.



Анна Качкаева : И вчера тоже были несколько выпусков отменены.



Александр Мильман : А я их вообще не находил. Поэтому слушал новости по двум хорошим радиостанциям. Угадайте каким?



Анна Качкаева : Понятно. В общем, короче говоря, это тоже, видимо, тенденция. Просто телевидение считает, что раз уже люди должны отдыхать, так пусть отдохнуть на полную катушку и не заморачиваются ни с чем, судя по всему.


Александр из Москвы, вы в эфире, здравствуйте!



Слушатель : Добрый день, дамы и господа. С телевизором я тоже распрощался, когда НТВ прикрыли. Сохранил значок от этого последнего митинга. И перешел на другие системы – на Интернет и другие всякие игрушки. Так вот, Новый год мне довелось встретить в компании 30-летних, достаточно успешных людей в Подмосковье на даче. Но они еще где-то минут за 5 до наступления Нового года уже пошли с фейерверками, бабахалками и шампанским на улицу. Потом пошли бродить по этому дачному поселку. А рядом за шестиметровым забором заповедник с лужковскими чиновниками. Они бабахать стали уже где-то за полчаса до Нового года.



Смех в студии



Анна Качкаева : То есть курантов не ждали?



Александр Мильман : Главное, Путина не смотрели!



Слушатель : Нет! Часов до 4 утра продолжались эти штуки.



Александр Мильман : Это просто криминал какой-то!



Смех в студии



Слушатель : Да. В общем, я думаю, что никто не смотрел. А вот по поводу Эльдара Рязанова я вот, что хотел сказать. Это же, в общем, трагедия для художника. Николай Васильевич тоже прошел через этот же этап…



Анна Качкаева : Вы Гоголя имеете в виду?



Слушатель : Да. Когда в своем последнем томе «Мертвых душ» что-то положительное среди вот этих самых купчишек. У него это, конечно, не получилось. Не получилось творческой правды. Это же дело не в гениальности его, а дело в окружающей действительности. У Эльдара Рязанова совершенно правильная точка отсчета, что здесь ничего хорошего быть не может, нельзя ничего положительного вывести из современного времени.



Анна Качкаева : Ну как же! Вы так хорошо Новый год отметили. Есть же все-таки немножко положительного?



Слушатель : О, нет! Там дальше было потом совсем не хорошо.



Смех в студии



Анна Качкаева : Александр, Александр, не надо про подробности того, что было после полуночи. Это вы между собой обсудите.


Что, коллеги, может быть, я задам такой вопрос, на который вы попробуете, может быть, не философски, а прогностически ответить. Как вам кажется, заканчивается эра новогоднего телевидения? Помните, как ее всегда превозносили. Это были отдельные слоганы, отдельные проекты, начиналась за три месяца большая пиар-кампания, съемки. Заканчивается, или мы через полтора года вырулим на что-то другое, Арина?



Арина Бородина : Вы знаете, конечно, хотелось бы думать, что – да, что она заканчивается. Я даже в начале сказала, что придумают что-то новое. А сейчас себя ловлю на мысли, что до 2008 года, сдается мне, кардинально ничего меняться не будет. Потому что телевидение будут делать те, кто его делает сейчас. Новых идей там не много. Но, я думаю, что какие-то специальные новогодние акции, может быть, не только телевизионные, нас на следующий год ожидают. Во всяком случае, это будет какой-то новый знак Нового года. Но, с точки зрения подхода, с точки зрения системного подхода к тому, что предложить зрителю в новогоднюю ночь, я думаю, что следующая новогодняя ночь и рождественские каникулы останутся прежними. Во всяком случае, подтверждением этому служат последние два года, когда мы отдыхаем десять дней.



Александр Мильман : Мне кажется, действительно, такой пафос новогодний он уже сходит на нет. Но, тем не менее, конкуренция продолжается. Просто этот год оказался, в смысле телекритического отношения к нему, может быть, не самым удачным. Не факт, что будут какие-то новые идеи, и все не вернется на круги своя. Другое дело, что, скажем, можно опять оценивать главных игроков – Первый канал. Он весь сезон экспериментирует, весь сезон дает что-то новое. В Новый год не все сошлось просто.



Анна Качкаева : По мне так все равно экспериментировал.



Александр Мильман : Да, да, экспериментировал. Скажем, канал «Россия» консервативный. Каждый берет на этом поле своего зрителя. Я думаю, что это будет продолжаться и дальше. Дальше это вопрос конкретных новых свежих идей, что вполне возможно. Почему бы и нет?!



Анна Качкаева : Мне еще очень любопытно, как к следующему Новому году будут преемников обозначать и показывать.



Александр Мильман : Ну, не в новогоднюю, может быть, ночь.



Анна Качкаева : Может быть, нет, а, может быть, кто знает.



Арина Бородина : Пока мы с вами говорили, пришли рейтинги за 7 января. Мы можем сообщить просто нашим слушателям цифры фильма «Остров» в Москве. Феноменальные цифры, это фантастика. Доля аудитории 46 процентов при рейтинге 20! В Москве это самая высокая аудитория за все новогодние праздники. Только президент Путин обошел фильм «Остров».



Анна Качкаева : Президент Путин перешел «Остров». Вот так вот! Браво Мамонов с Лунгиным!



Арина Бородина : 46 процентов доля аудитории и 20 – это каждый пятый москвич смотрел 7 января фильм «Остров» на канале «Россия». Их можно поздравить с большой победой.



Анна Качкаева : Безусловно! Это лишний раз говорит о том, как неформатное становится тем, на что все-таки зритель идет.



Александр Мильман : Браво пиар-кампании канала «России» по фильму!



Анна Качкаева : Я с вами прощаюсь.


XS
SM
MD
LG