Ссылки для упрощенного доступа

Президент Чехии Вацлав Клаус утвердил состав нового правительства страны


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ефим Фиштейн.



Андрей Шароградский: Президент Чехии Вацлав Клаус накануне утвердил состав нового правительства страны. Коалиционное правительство трех партий - Гражданской демократической, Христианско-Демократической и Зеленых - возглавляет все тот же гражданский демократ Мирек Тополанек. И хотя попытки сформировать правительство, которое получило бы вотум доверия в парламенте, продолжаются уже 7 месяцев, по мнению многих наблюдателей, и нынешний кабинет министров не получит необходимой поддержки со стороны законодателей.



Ефим Фиштейн: Мирек Тополанек - председатель крупнейшей партии Чехии, более полугода тому назад убедительно победившей на всеобщих выборах, - имеет все шансы войти в историю, как самый неудачливый премьер. Он дважды назначался президентом на эту должность, но кабинеты, которые он представлял на одобрение парламента, не имели поддержки большинства депутатов. И на этот раз он играет ва-банк, рассчитывая на то, что кто-то из социал-демократов в тайном голосовании, из идейных соображений или корысти ради, перебежит в его лагерь. Это не исключено, но маловероятно.


Пикантность ситуации заключается в том, что Мирек Тополанек в столь ответственную минуту ведет войну сразу на четырех фронтах. На трех политических фронтах он воюет против президента Клауса, своего социал-демократического противника, бывшего премьера Иржи Пароубека и раскольников в собственной партии, которые недовольны составом нового кабинета министров - победившие на выборах гражданские демократы отдали важнейшие портфели народникам и Зеленым. Четвертый фронт касается его личной жизни. Мирек Тополанек на днях ушел от жены к любовнице и признался в том, что они ждут ребенка. Ситуация осложняется тем, что любовница премьера является заодно его соратницей по партии, которую он недавно продвинул на место зампредседателя парламента. Как это обстоятельство воспринимается чешской общественностью, отвечает ли местной политической традиции, спросил я у ведущего чешского сексолога, профессора Петера Вайсса.



Петер Вайсс: В этом вопросе англосаксонская традиция существенно отличается от традиции континентальных государств Европы. И в Соединенных Штатах, и в Великобритании было немало скандалов, и супружеская измена привела к множеству политических отставок. Сам президент Соединенных Штатов, как мы помним, оказался на грани импичмента по аналогичным причинам. В Европе отношение общественности гораздо терпимее. Типичным было в этом отношении то понимание, с которым французская общественность отнеслась к супружеской измене и к внебрачному ребенку президента Миттерана. А чешское восприятие отличается, на мой взгляд, еще большей терпимостью, чем французское. Поэтому мне не думается, что это может представлять угрозу для премьера Мирека Тополанека.



Ефим Фиштейн: Сравнительно недавно чешская общественность уже сталкивалась с подобной проблемой - два года назад в прессе активно обсуждался любовный роман президента Вацлава Клауса с юной бортпроводницей правительственного самолета. Но президент повел себя крайне корректно по отношению и к любовнице, и к своей супруге Ливии, чем общественный престиж от этого никак не пострадал. Может быть, весь секрет в личной культуре политика, задал я вопрос политологу-женщине, профессору Владимире Дворжаковой.



Владимира Дворжакова: Действительно, все зависит от того, какова политическая культура страны. К примеру, в странах Латинской Америки политики охотно признаются в любовных похождениях, рассчитывая, что их популярность в народе от этого только выиграет. Что касается романа президента Клауса, то надо сказать, что средства массовой информации в его случае были гораздо менее агрессивными и дотошными, чем в случае премьера Тополанека. Особенно бульварная пресса тут приложила руку. Может быть, учитывая, что он находился под лупой бульварных журналистов, ему следовало раньше признаться в этом и не пытаться отнекиваться. Вообще говоря, интимные отношения двух взрослых людей - это их сугубо личное дело, которое никого не касается, а уж тем более журналистов. Я сторонница такой политической культуры, при которой пресса может сухо констатировать факт распада семьи, соблюдая при этом принцип неприкосновенности личной жизни.



Ефим Фиштейн: А если говорить о нравственности политиков, можно ли утверждать, что тот, кто, как Клинтон или Клаус, остается в результате с собственной женой, поступает правильней, чем тот, кто разводится, чтобы завести новую семью? Профессор-сексолог Петер Вайсс.



Петер Вайсс: Я придерживаюсь обратного мнения. На мой взгляд, Мирек Тополанек повел себя более честно, чем другие в подобных обстоятельствах - в то время как для них это было ни к чему не обязывающим любовным приключением, а на людях они вели себя как ни в чем не бывало, он отнесся к своим отношениям с любовницей серьезно и решил свою семейную ситуацию со всей однозначностью.



Ефим Фиштейн: Может быть, чешский премьер обретет в новой семье новое счастье, и молодая жена не будет стоить ему политической карьеры. Но ведь остается еще война на трех политических фронтах, и одержать победу там Тополанеку будет намного труднее, чем развестись с женой.


Несмотря на пристальное внимание "желтой прессы", главная интрига нынешнего политического сезона в Чехии, разумеется, не в романе премьера с соратницей по борьбе. Интрига в том, что нынешний президент Чехии Вацлав Клаус, отец-основатель и почетный председатель главной консервативной партии страны, пытается склонить ее к вынужденному союзу с социал-демократами. Большая коалиция двух крупнейших партий обеспечила бы Клаусу гладкое переизбрание еще на один срок. В противном случае можно ожидать "дикого" голосования без предварительных договоренностей или даже прямых президентских выборов. В прямых выборах у Клауса есть хорошие шансы, его популярность держится на уровне 70 процентов. Для сравнения скажу, что поддержка предыдущего президента Вацлава Гавела к концу правления не превышала 50 процентов.


Но нынешний председатель партии и премьер Мирек Тополанек не хочет коалиции со своим противником Иржи Пароубеком. Может случиться и так, что ему удастся переманить на свою сторону пару-тройку социал-демократов, но привести при этом свою партию на грань раскола.


На фоне перипетий, которые ожидают чешскую политику в наступившем году, на фоне того факта, что сейчас республика бьет все рекорды по продолжительности периода безвластия, журналисты в шутку называют Чехию самой большой неправительственной организацией в мире, - на этом фоне любовная интрижка премьера выглядит вполне невинным событием.


XS
SM
MD
LG