Ссылки для упрощенного доступа

Виталий Портников: «Заколдованная страна»


55 долларов за баррель, 54… Интересно, задумается ли кто-то в России, что эти цифры – слабенький звоночек, возвещающий, что все скоро может кончиться. И не будет больше державно вращающихся глаз президента в прямом эфире, унылого веселья на всех каналах, дорогущих квартир в столице и запредельных зарплат в офисах энергетических компаний… Не будет придуманных партий и дутых олигархов, не будет Куршавеля для богатых и Лимассола для бедных. Не будет побед на Кавказе и укрупнения на Севере. Ничего не будет. Не до того будет.

Нет, конечно, не задумается. Боже упаси. Россия такая заколдованная страна – сегодня в ней всегда воспринимается как завтра. И как вчера. Если сегодня все так хорошо – завтра все будет замечательно. А вчера все было просто героически, спасибо, Петр Великий, за Полтаву и Иосиф Виссарионович за войну. Если сегодня все плохо – значит, завтра будет еще хуже, лишь бы не было войны. Петр – упырь, Сталин – кровавый тиран.

Но сегодня все хорошо, спасибо, Петр Алексеевич, Иосиф Виссарионович, Владимир Владимирович и другие товарищи и господа. Война опять выиграна, нефть опять в цене. И задуматься хотя бы на минуту, что все это благополучие может рухнуть в одночасье – невмоготу.

Эксперты объясняют россиянам уже который год, что цена на нефть упасть не может. Потому что нефти все меньше, а потребностей в ней все больше. Любые попытки поставить эти прогнозы под сомнение воспринимаются как измена. И не только и не столько властью. Власти что – она себя обеспечила. Прежде всего – обществом.

Люди хотят быть богатыми сегодня. Они убеждены – это и означает быть богатыми всегда. Если сказать им, что инвестиции в московскую недвижимость – путь к разорению, они посмотрят на тебя, как на идиота. И не вспомнят о тебе, когда станут нищими. Нищие не помнят о предупреждениях. Они убеждены, что делали все правильно – вот только стали жертвами обмана. Так вкладчики МММ готовы были защищать своего замечательного Мавроди до последней акции: они не знали, что эпоха построения государства-пирамиды еще впереди.

Несложно понять, почему с таким завораживающим оптимизмом относятся к жизни бывшие советские люди, эта нация многократно облапошенных вкладчиков Сбербанка, по определению не способная делать выводы, никогда не жившая в условиях конкуренции на рынке. Я бы не понес деньги в Сбербанк уже после разорительных сталинских реформ. Но они-то несли, они-то копили – там и тогда. А здесь и сейчас ждут возвращения вкладов. Что ж не возвращают-то, когда все так хорошо, что ж отправляют-то стариковские накопления в стабилизационный фонд? Не хотел бы я увидеть глаза этих стариков, когда они убедятся, что и с этим фондом не все будет гладко. Но такими людей советского времени сделала Великая Система Оглупления. А молодежь? Никогда не жившая в СССР? Что ж она-то резвится, покупая дутые акции и ремонтируя халупы а-ля студия на Бронной? Живем только раз, да? Будем молоды и богаты, да? И получится, если рядом с баррелем появится непредусмотренная цифра? Ерунда, конечно. И что мы могли сделать. И мы об этом тогда не думали. И у нас была прекрасная страна. И нам обещали, а мы голосовали…

Может, за каких реформаторов отдали свой голос? Или были слишком заняты ремонтом? Сначала – студия и ванная с окном, потом – реформы. Уже смешно.

Может ли страна с таким потрясающим обществом иметь будущее? – спросит очередной злопыхатель. А мы его по длинному носу: зачем, собственно, будущее стране, у которой всегда есть настоящее? В России надо жить долго не для того, чтобы чего-то дождаться, а для того, чтобы этим настоящим насладиться.
XS
SM
MD
LG