Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Конгрессмены отказываются поддержать новую иракскую стратегию президента Буша. Пять лет тюрьме в Гуантанамо. На кого шпионит канадский доллар?



Юрий Жигалкин: На следующий день после представления президентом Бушем давно ожидаемой новой иракской стратегии члены конгресса публично пообещали сделать все, чтобы заблокировать ее осуществление.



Аллан Давыдов: Члены конгресса США в четверг, не теряя времени, подвергли жесткой критике решение президента Буша послать в Ирак дополнительные воинские подразделения. В этих возражениях к демократам присоединились видные законодатели-республиканцы. Говорит сенатор-республиканец Чак Хэгэл...



Чак Хегел: Считаю, что речь президента, если принять ее, как руководство к действию, станет наиболее опасной и грубой внешнеполитической ошибкой в истории нашей страны со времен Вьетнама. Я буду сопротивляться реализации этого плана.



Аллан Давыдов: Вот мнение еще одного однопартийца президента Буша - сенатора Джорджа Войновича...



Джордж Войнович: Я скептически отношусь к идее наращивания числа военнослужащих как способа покончить с эскалацией насилия и повстанческим движением в Ираке.



Аллан Давыдов: Что касается демократов, то они практически единогласно выступают против отправки дополнительных контингентов в Ирак. Либеральный сенатор из Висконсина Расс Файнголд дал понять, что постарается использовать численное преимущество демократов в конгрессе, чтобы заблокировать финансирование новых инициатив президента по Ираку.



Расс Файнголд: Сейчас конгресс должен использовать свой главный рычаг - финансовый - для того, чтобы выпутаться из этой злополучной войны.



Аллан Давыдов: Как демократы смогут на деле реализовать эту угрозу - пока неясно.


Отпор критикам в конгрессе последовал от двух ключевых членов кабинета Буша. Государственный секретарь Кондолиза Райс, выступив на слушаниях в сенатском комитете по международным отношениям, назвала ситуацию в Ираке «неприемлемой». Отстаивая план Буша, Райс заметила, что одним из его компонентов является вера в дееспособность иракского правительства под руководством Нури аль-Малики.



Кондолиза Райс: Я встречалась с премьер-министром Малики в Аммане. Я уверена в том, что он настроен решительно. Думаю, он понимает, что есть пределы кредита доверия его правительству со стороны не только американского, но и иракского народа.



Аллан Давыдов: Кондолиза Райс пыталась рассеять недоумение ряда критиков по поводу нежелания президента войти в контакт с Ираном и Сирией ради урегулирования ситуации в Ираке.



Кондолиза Райс: Следует понимать, что если Иран и Сирия хотят сыграть стабилизирующую роль в своих интересах, они этом могут сделать. Но если они намерены пойти на это в обмен на уступки с нашей стороны, то это не дипломатия, а шантаж.



Аллан Давыдов: Одновременно с госсекретарем план Буша отстаивал в комитете по вооружениям палаты представителей министр обороны Роберт Гейтс.



Роберт Гейтс: С самого начала побудительным импульсом к увеличению числа американских войск в Ираке служило мнение наших военачальников в районе боевых действий. История сыграет с нами злую шутку, если те, кто убежден, что в начале войны мнение военных профессионалов игнорировалось, сегодня будут отметать эти мнения, как бесполезные или неверные.



Аллан Давыдов: Демократические лидеры в обеих палатах конгресса намерены поставить новый план президента по Ираку на голосование, чтобы продемонстрировать отсутствие поддержки. Но такое голосование будет иметь скорее символический характер.



Юрий Жигалкин: Пятая годовщина тюрьмы в Гуантанамо, где содержатся подозреваемые, взятые во время кампаний в Афганистане, Ираке и других антитеррористических операций вызвала эмоциональные заявления ее критиков, сторонников и добавила стимула дебатам о том, имеет ли право на существование это уникальное экстерриториальное место заключения, где права заключенных заметно ограничены.



Ян Рунов: "Никто не должен быть лишён защиты закона, и никакое правительство не должно быть выше закона", - заявила генеральный секретарь «Международной амнистии» Айрин Хан. Она призвала международную общественность оказать давление на США с тем, чтобы тюрьма в Гуантанамо была закрыта.


В сообщении, выпущенном «Международной амнистией» для прессы, говорится: «Первая группа из почти 750 подозреваемых в терроризме была доставлена на базу в Гуантанамо 11 января 2002 года. Среди заключённых 45 национальностей были даже 13-летние подростки. Ныне в Гуантанамо остаются около 400 заключённых. Никто не был предан суду, и потому их можно считать задержанными незаконно».


Демонстрации прошли вчера не только в Нью-Йорке, но в Вашингтоне и других городах, а также на Кубе вблизи военно-морской базы. В этой демонстрации участвовали один бывший заключённый, родственники одного из заключённых и активистка антивоенного движения Синди Шихен, сын которой погиб в Ираке. Они требовали закрыть тюрьму. К тому же призвал США и Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Президент Буш, однако, дал понять, что не намерен этого делать, и подписал решение, не позволяющее иностранным заключённым оспаривать своё задержание в американском суде. Представитель военно-морской базы полковник Лора Такер заявила, что все заключённые этой тюрьмы содержатся там в соответствии с нормами права, этики и гуманности.


Вот как прокомментировал заявления «Международной амнистии» и демонстрации протеста американский эксперт в области борьбы с терроризмом, прав человека и внешней политики, президент компании EDK Consulting Эли Краковский...



Эли Краковский: Вопрос о заключённых Гуантанамо обсуждается давно, однако международное законодательство совершенно ясно указывает, что по отношению к террористам и боевикам положения Женевской конвенции не применимы. Они применимы к военнопленным, то есть к людям, которые носят военную форму и служат в армии. Ни одному из указанных в Конвенции критериев не отвечают лица, находящиеся в тюрьме Гуантанамо и подозреваемые в связях с "Аль-Каидой" и движением "Талибан". Более того, известен случай, когда мать одного заключённого просила не отпускать сына и не депортировать его на родину. Кажется, это была гражданка России.



Юрий Жигалкин: Американские законодатели предприняли в четверг еще одну попытку принять закон, разрешающий использование федеральных средств на исследования в области стволовых клеток. Этот проект был одобрен подавляющим большинством членов нижней палаты, хотя и не двумя третями голосов, необходимыми для преодоления обещанного президентского вето. Противники закона утверждают, что во время процесса выделения клеток, необходимых для исследований, уничтожается человеческая жизнь. Сторонники, среди которых большинство американцев, утверждают, что медицинские исследования спасают человеческие жизни. Президент Буш явно испытывает сильные эмоции по этому поводу. Его вето, наложенное на подобный законопроект прошлым летом, было единственным за весь его президентский срок.


Новым рекордом отметила в четверг Уолл-стрит приятно будоражащее американский финансовый мир безостановочное удешевление нефти. Индекс Доу-Джонса - показатель стоимости тридцати ведущих компаний - поднялся до рекордного уровня. Энтузиазма рынку прибавляет почти полное отсутствия примет возможной перемены направления движения кривой цен, что сулит экономию американскому потребителю и прибыли американской экономике. Скатившиеся всего за полгода на треть цены не могут удержать ни угрозы ОПЕК сократить производство энергоносителей, ни нестабильность на Ближнем Востоке, ни нефтяные перепалки России с соседями. Против высокой стоимость нефти играет и небывало теплая погода в США. Что за нее? Единодушная вера рынка в продолжение ослабления нефти. Это, по словам профессионалов, часто означает, что тенденция, в данном случае падения, достигла пика.


Опасайтесь канадских монет двухдолларового достоинства, призвало в четверг американских граждан, находящихся в Канаде, Центральное разведывательное управление, подтвердив сообщение, казавшееся абсурдной шуткой. Сотрудники агентства обнаружили несколько двухдолларовиков с вмонтированными в них микропередатчиками. Эти монеты каким-то образом оказались у американцев, работающих на федеральное правительство, и компаний, выполняющие федеральные контракты. И американские, и канадские эксперты отметают версию причастности канадских спецслужб к слежке за американцами, говоря, что две разведки давно и тесно сотрудничают, обмениваясь секретной информацией. Но канадская территория давно считается питательной средой и для террористических ячеек, и для разведслужб многих стран. Последние два громкие скандала, например, были связаны с разоблачением российских агентов. Кто может стоять за этой странной операцией? Вопрос бывшему сотруднику Пентагона, вице-президенту Лексингтонского института Дэниэлу Гурэ.



Дэниэл Гурэ: Есть лишь несколько стран, у которых есть доступ к подобным технологиям, это вряд ли некая частная инициатива. Вопрос лишь в том, имеем ли мы дело с промышленным шпионажем или это имеет отношение национальной безопасности. Первая версия кажется более вероятной, потому что в Канаде находится несколько военных заводов, выполняющих американские заказы, например, "Дженерал Дайнемикс", выпускающие боевые машины пехоты "Страйкер". Менее вероятно, что таким образом пытались выйти на секреты госдепартамента или ЦРУ, в этом смысле мало что происходит в Канаде.



Юрий Жигалкин: Ну а теоретически, чем могут быть полезны эти явно слабые минипередатчики, упрятанные в монеты, некоторые аналитики предполагают, что они годны лишь для электронного слежения за передвижением интересующих объектов?



Дэниэл Гурэ: Во время холодной войны мы сталкивались с эпизодами, когда иностранные агенты устанавливали в интересующем их месте передатчик, начинавший работать только тогда, когда на него поступал сигнал от дополнительного устройства, большую часть времени такой передатчик молчит, и обнаружить его поэтому было очень трудно. Можно представить такой сценарий: эти монеты человек получает в качестве сдачи в газетном киоске или в кафетерии, скажем, на том же заводе или в лаборатории и спокойно проносит их в помещения, куда обычно не позволяют вносить ни мобильные, ни компьютеры, ни другие средства связи. Но у кого вызовут сомнения монеты!



Юрий Жигалкин: И кто основные подозреваемые, как вы считаете?



Дэниэл Гурэ: Обычные персонажи: Россия, Китай и некоторые европейские страны. Интересно, что в последнем шумном эпизоде с подслушиванием была замешана Россия. Российский дипломат в Вашингтоне шесть лет назад был задержан рядом со зданием госдепартамента вечером в то время, как он снимал показания с передатчика, спрятанного в лепнине в зале заседаний госсекретаря.


XS
SM
MD
LG