Ссылки для упрощенного доступа

В Грозном будет установлен памятник Никите Хрущеву


Программу ведет Андрей Шароградский . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Бабицкий.



Андрей Шароградский : Во вторник, 9 января, по случаю 50-летния реабилитации чеченцев и ингушей, после которого началось легальное возвращение депортированных народов в места прежнего проживания, Рамзан Кадыров, глава чеченского правительства, заявил о том, что в Грозном будет установлен памятник советскому лидеру Никите Хрущеву. "Мы должны отдать должное людям, которые восстановили историческую справедливость", - так заявил премьер-министр Чеченской республики. Тему продолжит обозреватель Радио Свобода Андрей Бабицкий.



Андрей Бабицкий : В целом, у чеченского общества едва ли найдутся серьезные аргументы против такого шага властей. Говорит главный редактор газеты "Чеченское общество" Тимур Алиев.



Тимур Алиев : В целом, отношение к Хрущеву было неплохое. Сейчас, в общем-то, люди достаточно благоприятно отзываются о нем, но это общее такое мнение, опять же если не углубляться в суть вопроса.



Андрей Бабицкий : Однако если все же вдаваться в детали, то по мнению, чеченского историка Усама Байсаева Хрущев едва ли заслуживает репутации освободителя чеченского народа.



Усама Байсаев : Я думаю, что, в принципе, этот человек не заслуживает такого увековечения, которое планируется сейчас. Почему? Потому что к восстановлению республики он имеет все-таки, на мой взгляд, косвенное отношение. Дело в том, что после смерти Сталина начался процесс послабления. Если указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 года за попытку поехать к родственникам в соседнее село, спецпоселенцы (чеченцы, ингуши, карачаевцы и другие) получали до 20 лет каторги. Эти драконовские меры были отменены сразу же практически после смерти Сталина. Например, в июле 1954 года Совет министров СССР принял резолюцию о снятии ограничений юридическом статусе переселенных лиц. Те, кто считался занятым общественно-полезным трудом, получали разрешение на свободное местожительство в республике или области, куда они были поселены. То есть если раньше им не разрешалось выходить за пределы одного населенного пункта (села, деревни), то сейчас им разрешалось ездить в пределах области, где они были поселены. По этой резолюции ежемесячная регистрация была заменена на ежегодную. Паспорта же спецпоселенцам, в частности, чеченцам и ингушам, начали выдавать в 1955 году, согласно принятому в марте этого года решению. Именно в 1955 году, после того, как чеченцы, ингуши, карачаевцы и другие народы получили свободу передвижения в пределах области, края и еще получили на руки паспорта, без восстановления республики, без того, чтобы были приняты какие-то законодательные акты о восстановлении республики, эти люди начали сами, самовольно выезжать на Кавказ, селиться в своих дворах, вырытых в земле ямах, землянки строили. При этом руководство страны, в частности, Никита Сергеевич Хрущев, никакого отношения не имел.


ХХ съезд КПСС состоялся 14 февраля 1956 года, а восстановление республики официально было оформлено только 9 января 1957 года. До этих пор, за эти два года, когда начался процесс самовольного возвращения, руководство страны наоборот пыталось остановить этот процесс. Например, чеченцам и ингушам, возвращающимся на родину, предлагалось (оргкомитету) восстановить республику в пределах Казахстана со столицей в Чимкенте. Так вот, предложение было отвергнуто. Потом разрешили вернуться на Кавказ, но сказали - давайте селиться, но не в самой Чечне и Ингушетии, а чуть северо-восточнее - в юго-восточных районах Ставропольского края со столицей в городе Кизляр. Это предложение также было отвергнуто.


Только 16 июля 1956 году указ о снятии чеченцев с учета спецпоселений установил, что снятие с учета спецпоселений не влечет за собой возвращение имущества, конфискованного при выселении. Одновременно с этим в июле 1956 года власти попытались вынудить освобождаемых лиц расписаться в том, что они не будут претендовать на возвращение имущества и не вернуться (что самое важное!) в те места, из которых были депортированы. Десятки тысяч горцев отказались подписать такие документы. Отказавшись, самовольно вернулись в места прежнего проживания. Процесс этот было не остановить.


Если Хрущев, власти Советского Союза тогда хотели бы восстановить справедливость, почему тогда же они не восстановили, скажем, автономию татар Крыма, например, не вернули к местам прежнего проживания тех же турков месхетинцев, или же немцев в Поволжье республику не восстановили? Дело в том, что эти народы, как чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, почувствовав послабление, просто ринулись к себе на родину. Никто не заботился о восстановлении справедливости, попранной в их отношении.


Я не думаю, что памятник Хрущеву, как восстановителю республики, уместен в Грозном. Скорее всего, в Грозном нужно ставить памятник какому-то условному первому чеченцу или ингушу, который, сложив в чемодан кости своих умерших родственников, вернулся домой и поселился у себя во дворе в землянке или шалаше. Вот ему памятник был бы уместен в Грозном. Потому что именно вернул республику, а не Хрущев.



Андрей Бабицкий : Проблема не в исторической справедливости или отсутствии оной, считает главный редактор Агентства Caucasustimes Ислам Текушев, а в намерении нынешней чеченской власти найти правовые основы своего существования.



Ислам Текушев : К исторической правде и справедливости это решение не имеет ровным счетом никакого отношения. Нынешняя чеченская власть сегодня находится в процессе поиска легитимности, поскольку ею пока в полной мере не обладает.


В начале 90-х большинство чеченского общества поддержало дудаевскую революция, которая внедрила новую несоветскую легитимность. Она опиралась на опыт дореволюционного чеченского сопротивления и традиционный уклад жизни. В основу государственного дудаевского проекта была положена сформулированная еще в момент вторжения Российской империи на Северный Кавказ идея о свободной, вне России, жизни чеченцев Эта платформа и составила основу легитимности всех мятежных президентов после Дудаева - это Яндарбиев и Масхадов. Очевидно, что новым чеченским вождям явно не хватает аргументов для обоснования законности своего пребывания у власти. Они утвердились в Чечне, свергнув законно избранного президента, при этом опираясь не народ, а на явившуюся извне военную силу.


Теперь Рамзан Кадыров указал на то, что источником его легитимности станет прерванная советская традиция. Здесь нет никакой особо оригинальной идеи. Аналогичные процессы уже давно идут в России. Кремль также пытается черпать собственную легитимность из разных периодов и разных событий советского прошлого.



Андрей Бабицкий : Памятник Хрущеву будет установлен к лету в районе площади Минутка.



XS
SM
MD
LG