Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Данила Гальперович.
Андрей Шароградский: Басманный суд Москвы выдал сегодня санкцию на арест банкира Алексея Френкеля, который обвиняется в том, что заказал убийство первого заместителя главы Центрального банка России Андрея Козлова.
Данила Гальперович: Предприниматель Алексей Френкель в зале Басманного суда Москвы чувствовал себя очень неуютно на скамье за решеткой, а при виде телекамер отворачивался и закрывал голову курткой. Все это журналистам удалось подсмотреть в те редкие моменты, когда их допускали в зал суда, а происходило такое лишь дважды: во время перерыва в заседании и при оглашении решения суда об аресте. Адвокат бизнесмена Игорь Трунов объяснял нервозность своего подзащитного тем, что Алексея Френкеля били и его состояние здоровья оставляет желать лучшего. То, что еще одна подозреваемая по делу об убийстве Андрея Козлова, Лиана Аскерова, якобы указала на Френкеля, как на заказчика убийства, Игорь Трунов считает юридически несостоятельным.
Игорь Трунов: Аскерова, мы считаем, оговаривает Френкеля, она дает показания о том, что якобы он причастен к этому преступлению, и это единственное доказательство, имеющееся в деле. Френкель настаивает на очной ставке, которую с ним пока что отказываются проводить. Естественно, мы будем делать письменное ходатайство об очной ставке.
Данила Гальперович: Адвокат говорит, что арест, как мера пресечения, не оправдан, так как у его подзащитного до ареста был загранпаспорт, но тот им и не думал воспользоваться. Именно наличие загранпаспорта рассматривалось представителями следствия как одна из причин необходимости заключения Алексея Френкеля под стражу. Кроме этого, следователи настаивали на том, что предприниматель, оставаясь на свободе, будет препятствовать расследованию. Судья Басманного суда Москвы Александр Рассновский счел эти опасения обоснованными.
Александр Рассновский: Имеющиеся доказательства свидетельствуют о том, что, находясь на свободе, Френкель скроется от предварительного следствия и суда. Может продолжить заниматься преступной деятельность, угрожать свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в том числе тем, которые изобличают его в совершении преступления. Может уничтожить доказательства, а также предметы и документы, местонахождение которых устанавливается с целью изъятия и приобщения к уголовному делу.
На основании изложенного в руководстве статьей 108-й Уголовно-процессуального кодекса России постановил избрать в отношении подозреваемого Френкеля Алексея Ефимовича, 4 марта 1971 года рождения, уроженца Москвы, гражданина Российской Федерации меру пресечения в виде заключения под стражу.
Данила Гальперович: Когда Алексея Френкеля выводили из зала суда, он впервые не скрывал лицо от телекамер, кричал, что никому не советует судиться с Центральным банком России, и что его оклеветали. Адвокат Игорь Трунов говорит, что суд принял несправедливое решение и поэтому борьба не закончена.
Игорь Трунов: Мы считаем, что решение суда необоснованно, и в течение трех суток будем обжаловать его в Московском городском суде. Считаем, что предмета исследования обстоятельств в суд представлено не было, были голословные утверждения о том, что он скроется, воспрепятствует и продолжит преступную деятельность, которой он не занимался никогда. Поэтому мы данное решение будем обжаловать.
Данила Гальперович: Представители прокуратуры к общению с журналистами не стремились и лишь на бегу говорили: в интересах следствия нужно, чтобы Френкель сидел в тюрьме. Ручающийся за невиновность Алексея Френкеля президент Московской межбанковской валютной ассоциации Алексей Мамонтов говорит, что арест бизнесмена нужен не только следствию, но и Центральному банку России, с этой государственной структурой Алексей Френкель судился.
Алексей Мамонтов: Френкель был главным раздражителем для тех людей в Центральном банке, которые не только не хотели проигрывать в правовом пространстве, но, более того, это люди, которые по существу возглавляли коррупционную пирамиду в Центральном банке и имели свои собственные корыстные, меркантильные интересы. А то, что предлагал Алексей по совершенствованию этой базы, оно, конечно же, полностью устраняло этот базис. Это одно.
Второе. Все больше и чаще слышны были разговоры о том, кто и как, и когда, и сколько в Центральном банке. Алексей в последнее время, насколько мне известно, аккумулировал материалы, связанные с этой коррупционной деятельностью. Это могло тоже, так сказать, побудить тех людей в Центральном банке ускорить события, убивая сразу несколько зайцев, выбрать его именно в качестве мишени этого дела.
Данила Гальперович: Радио Свобода предложило официальным представителям Центрального банка прокомментировать обвинение господина Мамонтова, но из этой государственной структуры не последовало никакого комментария.
Ожидается, что официальное обвинение будет предъявлено Алексею Френкелю 17 января.