Ссылки для упрощенного доступа

В Страсбурге открылась зимняя сессия ПАСЕ


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Александр Гостев: В Страсбурге сегодня открылась зимняя сессия ПАСЕ. По мнению главы Комитета Госдумы по международным делам Константина Косачева, которое он выразил раньше, эта сессия, возможно, будет одной из самых трудных для Москвы, поскольку большинство тем касаются России. Но так ли это?


Сейчас с нами на связи специальный корреспондент Радио Свобода в Страсбурге Данила Гальперович.


Данила, добрый день. Расскажите, как прошел сегодня, в общем, первый день Парламентской Ассамблеи Совета Европы?



Данила Гальперович: Очень здорово, что вы упомянули о высказывании Константина Косачева, потому что он, очевидно совершенно, пересмотрел свое мнение, исходя уже из этого дня работы Парламентской Ассамблеи Совета Европы, о том, сложна ли будет эта сессия для России. Если раньше он говорил о том, что действительно очень много вопросов, связанных с Россией (так это и было), то буквально за несколько дней, а то и часов в определенных случаях, до начала сессии ПАСЕ стало очевидно, что как минимум два вопроса были сняты. Впрочем, предоставим слово самому Константину Косачеву.



Константин Косачев: Сессия могла бы стать для России одной из самых трудных, если бы оправдались наши пессимистические ожидания того, что антироссийские настроения на этой сессии будут опять разыгрываться в качестве такого вот инструмента политического давления. К счастью, наши опасения не оправдались. Самое главное решение, которое не приняла сессия, заключается в российско-грузинских дебатах, они не будут организованы. Я считаю это очень мудрым подходом, наконец-то здесь соображения реального содействия решения той или иной проблемы оказались выше желания заработать политические очки на обсуждение той или иной проблемы, я за это благодарен нашим коллегам. Кроме этого, уже по чисто техническим причинам выпало обсуждение темы судебных разбирательств в отношении ученых, обвиняемых в шпионаже. Таким образом, количество тем, которые затрагивают Россию, на этой сессии оказалось значительно меньше, чем мы могли бы предположить.



Данила Гальперович: Таким образом, действительно два вопроса сняты, довольно серьезные для России, где могли бы быть очень тяжелые дебаты, где не всегда России, может быть, было бы что сказать. Но, надо сказать, что в повестке дня все-таки появились еще одни дебаты, которые касаются России. Вместо двух, что называется, убранных, это дебаты о нератификации Государственной Думой 14-го протокола к Европейской конвенции по правам человека, которая меняет процедуру деятельности Европейского суда. Раньше многие юристы в России говорили, что на самом деле это может стать очень серьезным тычком в спину России со стороны всех остальных членов Совета Европы, потому что все остальные страны ратифицировали эту конвенцию и, таким образом, поменяли процедуру работы Евросуда. И Россия единственная, не ратифицировав эту конвенцию, не дает начать этой процедуре действовать. В связи с этим, например, бывший член Конституционного суда России Тамара Морщакова говорила, что все остальные страны-члены Совета Европы могут просто сказать: "Если вы не хотите ратифицировать конвенцию, господа из России, так зачем вы есть в Совете Европы?".


С другой стороны, российская делегация защищает свое право не ратифицировать какие-либо договоры, при этом ссылается на то, что другие страны не ратифицировали другие договоры, и им за это ничего не было.


Что же все-таки остается в повестке сессии, если говорить о касающихся России тем? Остается один из самых острых докладов, это произойдет, 23 января, это доклад, который называется "Политическое давление, осуществляемое с помощью энергоресурсов" (или использование энергоресурсов как средство политического давления). В российской делегации на этот доклад реагируют достаточно спокойно. Вот что один из членов российской делегации, Владимир Слуцкий, сказал в интервью Радио Свобода о том, как он сам относится к этом документу.



Владимир Слуцкий: Доклад говорит о недопустимости использования превосходства в энергетической сфере, как инструмента политического давления. Россия не единственная страна в пространстве Совета Европы, которая располагает значительным количеством энергоносителей. К таким странам можно отнести, например, Норвегию. Я думаю, что, безусловно, доклад можно сегодня считать значительно более сбалансированным, нежели он был еще несколько месяцев назад. В целом назвать этот документ каким-то опасным или нежелательным для России уже сейчас, пожалуй, нельзя. Есть определенные некорректности, но они дозированы. Равно как ввиду непрофессионализма, который не столь вопиющий, как в начале, но, тем не менее, остается, нельзя назвать этот доклад инфраструктурно значимым и для Совета Европы, для той его части точнее, которая занимается энергетической проблематикой как в самом Совете, так и его Парламентская Ассамблея.



Данила Гальперович: Надо учитывать то, что Россия, конечно же, будет очень серьезное участие принимать в дебатах о судьбе Косова. Я напомню, что дебаты о статусе Косова произойдут в ПАСЕ буквально за дня до того, как такие же дебаты будут в ООН, там и там будет главный докладчик один - это Мартти Ахтисаари, главный переговорщик по косовской проблеме. Некоторые говорят в Совете Европе, что вообще обсуждение этой всей проблемы было перенесено немножечко, чтобы уже прошли выборы в Сербии, чтобы, скажем, высказывания в Совете Европе или в ООН о возможной независимости Косова не так влияли на предвыборный расклад в Сербии. Но уже сейчас можно говорить о том, что Совет Европы, если в среду он примет свою резолюцию, будет первой международной организацией, которая будет рекомендовать статус независимости Косова. При определенных, правда, условиях, как говорится, в проекте резолюции, подготовленной лордом Расселом-Джонстоном, но, тем не менее, именно о независимости. В том числе обращается, например, в этой резолюции внимание сербских политиков на то, что им бы опять запустить дискуссию внутри сербского общества по поводу того, не дать ли действительно Косово независимость.


Российская делегация в этом смысле говорит следующее: резолюция о необходимости независимости Косова откроет дорогу очень многим региональным проблемам, тогда наверняка нужно будет обсуждать по-другому статус Абхазии, статус Южной Осетии, статус Приднестровья, Нагорного Карабаха. Это не может не задевать Россию, как страну, которая имеет влияние на всем постсоветском пространстве.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG