Ссылки для упрощенного доступа

Во Франции вышел фильм о жизни пригородов Парижа


Программу ведет Александр Гостев . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Наталия Руткевич.



Александр Гостев : Во Франции на экраны вышел фильм, посвященный жизни в пригородах Парижа и других городов. Именно там полтора года назад после гибели двух подростков вспыхнули беспорядки, охватившие всю Францию и спровоцировавшие глубокий общественный кризис. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Париже Наталья Руткевич.



Наталия Руткевич : К этим беспрецедентным событиям (ведь даже май 1968 с ними в сравнение не идет) и возвращается в своем фильме Филипп Трибуа.



Филипп Трибуа : Смерть Зиеда Ивуна, точные обстоятельства которой еще неизвестны, стала началом колоссального общественного кризиса во Франции. Этот кризис не всеми был правильно истолкован. Я подумал, что хотя исторически телефильм обычно снимаются о делах давно минувших дней, было бы полезно сделать фильм о событиях недавнего прошлого. Именно художественный фильм, который имеет больших диапазон средств, нежели фильм документальный, который позволит, если не лучше понять, то хотя бы пристальнее вглядеться в историю.



Наталия Руткевич : Режиссер пытается взглянуть на происходящее глазами стороннего наблюдателя. Главный герой фильма - бельгийский журналист, приехавший в первые дни беспорядка во Францию. Филипп Трибуа представляет в своем фильме не только и не столько точку зрения властей, а видение ситуации из пригородов. Почему подростки убегали от полиции? По версии адвокатов из семей погибших, они бежали, чтобы уйти от долгого и жестокого досмотра, к которым юные жители пригородов давно привыкли. Как утверждает Мойтин Алтун, находившиеся с Зиедомом Ивуна, преследуемые полицией, они забрались на подстанцию, и там их ударило током. Сам Мойтин был изувечен, но выжил. Адвокаты погибших также располагают информацией, согласно которой полицейские знали, что подросткам грозит опасность, но не пришли им на помощь. Эта версия расходится с официальной версией полиции и министра внутренних дел Николя Саркози, который неоднократно утверждал, что полицейские не преследовали молодых людей и не догадывались, что те оказались в опасном для жизни месте. Расследование до сих пор не закончено. И правда о том, что случилось в тот день, пока неизвестно. Кто бы ни был виновен в смерти Зиеды Ивуна, реакция на нее была так сильна, что внимание всей Франции оказалась прикована к пригородам, которые и раньше были больным местом страны, а с осени 2005 стали символом насилия, беззакония и преступности. Эту точку зрения и попытался преодолеть режиссер фильма "Пожар", показав другое, человеческое лицо пригородов и их обитателей.



Филипп Трибуа : У меня были весьма примитивные стереотипы о жизни пригородов, как, собственно, у большинства людей. Нам кажется, что мы знаем, на что похожа их жизнь, потому что читаем об этом в газетах или видим по телевидению. И только, когда я приехал в Клиши-су-Буа, я понял, что был жертвой предрассудков. То, что я увидел и услышал, совершенно не соответствовало моим изначальным представлениям. Нельзя говорить, что молодежь из пригородов такая или сякая, она разная. Стереотипы вообще очень вредны для правильного понимания ситуации.



Наталия Руткевич : Однако после событий осени 2005 года, отношение к пригородам изменилось только в худшую сторону. Говорит мэр Клиши-су-Буа Клод Дилен.



Клод Дилен : Мы хотим, чтобы на нас перестали смотреть, как на изгоев. Да, наши всеми забытые пригороды - это изнанка благополучного французского общества. Мы бедны, но при этом мы не погромщики. В Клиши-су-Буа 30 тысяч жителей. Многие живут в очень тяжелых условиях, но машины и дома жгут единицы. После всплеска интереса в 2005 году, о нашей коммуне совершенно забыли. Политики твердят одно и то же, их слова далеко от реальности. Я надеюсь, что в ходе президентской кампании о пригородах вспомнят. Ведь невозможно, чтобы общество полностью игнорировало бедственное положение наших жителей.



Наталия Руткевич : Так что же сделала Французское государство во избежании повторения бунта пригородов? Ответ Министерства внутренних дел, возглавляемого Николя Саркози, был таков - жесткость санкций, нетерпимость. В первые же дни осенних беспорядков Саркози назвал молодежь пригородов "подонками" и пообещал очистить пригороды от шпаны, чем только раззадорил хулиганов и настроил против себя не только многих жителей предместий, но и часть французской общественности. Предоставить полиции дополнительные возможности - финансовые и легальные, то есть дать полицейским возможность задерживать людей, особо не церемонясь, - таков был рецепт МВД.


Каковы результаты такой политики? Самые положительные утверждают в Министерстве внутренних дел. Преступность в стране снижается с каждым годом, говорится в официальных отчетах. Так ли это? Саркози прав, но только отчасти, считают социологи. Во Франции, как и во всей Европе, ежегодно снижается число грабежей, однако, по мнению специалистов, это связано с улучшением систем безопасности и видеонаблюдения, а не с эффективными действиями полиции. Что касается актов насилия и хулиганства, то их число во Франции растет. Такие данные опубликовал влиятельный французских журнал левого толка "Нувель Обсерватер". В ноябре 2005 Саркози пообещал вернуть спокойствие и безопасность в пригороды. Но этого не произошло, утверждает журнал со ссылкой на исследовательские институты. Первой жертвой роста преступности стали сами пригороды, пишет журнал. Именно там увеличилось число поджогов, нападений, изнасилований, и дополнительные отряды полиции не помогли.


Саркози сделал тему безопасности главным коньком своей президентской кампании. Он обещает суровые кары правонарушителям. И эта позиция импонирует многим избирателям, которые считают, что молодые хулиганы и нигилисты - это плод Французского государства, чересчур слабовольного и попустительского. Другие, однако, задаются вопросом - являются ли санкции лучшим средством обезопасить страну? Полицию к каждому дому не приставишь.


Во Франции колоссальное расслоение идет вразрез самой идеи Французской республики, такого мнения придерживается, в частности, мэр Клиши-су-Буа Клод Дилен.



Клод Дилен : Преступность и насилие остаются нашим гетто. Поэтому большинство французов наплевать на нас и наши проблемы. Они нас не видят и видеть не хотят, но я буду с этим бороться, пока хватит сил. Нельзя и дальше не замечать чудовищных реалий наших гетто. Разумеется, на решение проблемы потребуются средства и немалые. Сегодня на политику улучшения условий жизни в городах выделено 0,35 процента национального бюджета - это просто смешно. Да, бедным коммунам нужно больше средств, чем богатым. Многим это кажется несправедливым, но самой страшной несправедливостью являются условия, в которых живут наши жители. И с 2005 году у нас в Клиши мало что изменилось.



Наталия Руткевич : Герой фильма "Пожар", бельгийский журналист, наблюдавший за событиями ноября 2005, приходит к следующему выводу. Молодежь, живущая в гетто, не испытывает никакого уважения к государству, так как само государство и большинство граждан демонстрируют обитателям гетто свои презрение и пренебрежение. Молодежь ненавидит полицию, а полиция - этих подростков, считая их с пеленок не исправимыми преступниками.




Материалы по теме

XS
SM
MD
LG