Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода в Праге Кирилл Кобрин, в Москве Михаил Саленков и в Нью-Йорке Юрий Жигалкин.
Андрей Шароградский: Сегодня - второй день работы Давосского экономического форума, в котором принимают участие более двух тысяч политиков, бизнесменов, общественных деятелей, журналистов и ученых. Главные темы обсуждения - мировые энергетические проблемы, глобальное потепление, его влияние на экономику и ситуация на Ближнем Востоке. О ходе давосского форума, его целях и традициях - мой коллега Кирилл Кобрин.
Кирилл Кобрин: Сегодня в Давосе обсуждаются положение в Ираке и урегулирование ближневосточного конфликта. Среди выступающих - вице-президенты Ирака Абиль Абд аль-Махди, Тарик аль-Хашими и глава Палестинской автономии Махмуд Аббас. Считается, что Аббас приглашен по инициативе Германии, которая председательствует в Европейском Союзе и пытается реанимировать ближневосточный мирный процесс. Другая важнейшая тема, живо интересующая Германию и Евросоюз, - энергетическая безопасность. Именно ее коснулась канцлер ФРГ Ангела Меркель, выступая на открытии давосского форума:
Ангела Меркель: События последнего времени показали, что вопрос энергетической безопасности должен решаться в политическом контексте. Я, с позиции Европейского Союза, обсудила это в минувшее воскресенье с президентом России. Мы согласились, что при появлении проблем должно сразу организовываться их обсуждение, расширяться контакты. И я добавлю: эти контакты могут быть расширены. Вот почему мы, Евросоюз, пытаемся разработать определенные правовые экономические нормы и призываем российских партнером сделать то же самое.
Кирилл Кобрин: Давосский форум - мероприятие неофициальное, однако никакие иные конференции не могут сравниться с ним по влиятельности в мире бизнеса. И с точки зрения политики это очень важное событие. Все помнят давосский форум 1996 года, на котором российские политики демократической ориентации объявили об опасности возвращения к власти коммунистов - дело было перед президентскими выборами. Именно в кулуарах давосского форума тогда была намечена стратегия предвыборной кампании Бориса Ельцина. В этом году российское присутствие в Давосе незаметно, хотя и обсуждаются очень важные для российской экономики и политики темы. О повестке дня форума и о том, как все-таки представлена на нем Россия, говорит известный экономист Михаил Делягин. С ним побеседовал корреспондент Радио Свобода Михаил Саленков.
Михаил Делягин: Это то, что очень сильно тревожит Запад, а это, безусловно, связано с энергетикой. Потому что человечество ощутило признак нехватки энергоносителей. Я напомню, что на прошлом Давосе всерьез обсуждались последствия повышения цены нефти до 120 долларов за баррель. Слава богу, этого не случилось. Но страх в развитых странах очень велик перед этим и самое главное, что длительное повышение мировых цен на нефть привело к началу существенного изменения баланса сил. Соединенные Штаты Америки уже не являются единоличным хозяином мира, которым они привыкли быть после распада Советского Союза. Потому что, с одной стороны, добывающие энергоносители страны укрепляю свое влияние, в том числе и Россия, с другой стороны, высокими ценами на нефть не удается раздавить и даже просто остановить Китай, он продолжает прогрессировать. Это волнует Запад, который привык к тому, что мир - это Пакс Американа.
Михаил Саленков: На днях прозвучало такое мнение, что давосский форум России становится все менее интересным, несмотря на изменения баланса сил. Вы согласитесь с этим мнением?
Михаил Делягин: В России давосский форум становится менее интересным для бизнеса и государства по разным причинам. Государство раньше было очень заинтересовано в давосском форуме, потому что оно зависело от МВФ. Чиновник средней руки МВФ определял всю политику российского государства в области экономики и социальной сферы. Этого сегодня нет. Наше государство сегодня уже не зависит от Запада так безысходно, как в середине 90-х годов. С другой стороны, этот новый изоляционизм является сегодня очень серьезной стратегической угрозой для России, и ухудшение отношения Запада к России в последние полгода, которое уже позволяют говорить о новой холодной войне, это, в общем-то, тому пример.
Российский же бизнес, пять лет назад люди верили, что они смогут создать глобальные корпорации, которые будут участвовать в глобальной конкуренции, влиять на весь мир, а значит, для этого нужно побыстрее выучить правила, по которым живет мир. Сейчас российский бизнес понимает, что он зависит не от глобальной конкуренции, а он зависит от воли тех или иных чиновников в России, и эти чиновники никогда не позволят ему вырасти до глобальных масштабов.
Михаил Саленков: Но, тем не менее, на форум едет один из потенциальных преемников президента Путина, руководители регионов, я уж не говорю о бизнес-элите, в том числе руководители нефтяных компаний.
Михаил Делягин: Руководители нефтяных компаний едут, потому что им предстоит разговаривать про мировые цены на нефть и отвечать на вопросы о нефтяной войне. Господин Медведев едет просто потому, что он, насколько можно понять представителей либерального крыла. Главный ресурс, политический ресурс либерального крыла - это хорошие отношения Путина с Западом. Эти отношения оказались подорванными сильно, и ему нужно восстанавливать эти отношения, в том числе чтобы укреплять собственную политическую базу. А с другой стороны, ему нужно показать Западу: "вот, ребята, смотрите, я хороший, я свой, из всех российских политиков я для вас лучше всех, я буду хорошим для вас президентом России".
Кирилл Кобрин: Форум традиционно длится пять дней. В его программе - дискуссии, лекции, рабочие группы по разным вопросам, пресс-конференции. Всего в Давос приехали около 2400 участников из 90 стран. В этом году здесь почти нет звезд шоу-бизнеса, в то время как в прошлом, когда обсуждались проблемы долгов стран «третьего мира», в Давосе можно было увидеть таких знаменитостей, как Анжелина Джоли, Брэд Питт, Ричард Гир и Майкл Дуглас. Присутствует разве что ирландский рокер Боно, который, впрочем, является постоянным участником подобного рода событий.
Почему давосский форум стал - теперь уже традиционно - главным международным событием для бизнес-элит? Об этом корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин спросил Маршалла Голдмана профессора, содиректора Центра российских исследований Гарвардского университета.
Маршалл Голдман: Прежде всего, благодаря замечательной идее его основателя швейцарского профессора Клауса Шваба, сумевшего свести вместе ведущие фигуры мирового предпринимательства, мировой политики и научных кругов. Он их свел в достаточно интимной обстановке уединенного курорта, где они общаются спокойно, с минимумом формальностей, то, чего в других условиях достичь попросту невозможно. Они там могут спокойно устанавливать связи и контакты. Именно там, например, насколько мне известно, впервые встретились лицом к лицу Арафат и Перес, тогда премьер-министр Израиля, или бывший южно-африканский президент Де Клерк и лидер новой Южно-Африканской республики Мандела. Надо сказать, это было захватывающее зрелище.
Кирилл Кобрин: У давосского форума есть и антипод - Всемирный социальный форум, который организуют разного рода левые движения, антиглобалисты и борцы с капитализмом. В этом году они собрались в столице Кении Найроби.