Ссылки для упрощенного доступа

Избирком Дагестана: ни левым, ни правым


Член президиума федерального политсовета Союза правых сил Борис Надеждин считает, что претензии у дагестанского избиркома должны быть, в первую очередь, к «Единой России»
Член президиума федерального политсовета Союза правых сил Борис Надеждин считает, что претензии у дагестанского избиркома должны быть, в первую очередь, к «Единой России»

На 11 марта в 14 регионах России намечены выборы в законодательные собрания. В Дагестане выборы впервые пройдут по партийным спискам. До этого республиканских депутатов избирали по своеобразной системе так называемого «национального представительства». Нынешняя предвыборная кампания не обошлась без скандалов. На этот раз они связанны с отстранением от участия в предвыборной гонке кандидатов от Союза правых сил и Компартии России.


В единый день голосования, 11 марта, дагестанца будут выбирать республиканский парламент. Окружная избирательная комиссия для участия в выборах зарегистрировала списки «Единой России», «Справедливой России», Аграрной партии и «Патриотов России». Всего в избирком поданы на регистрацию списки 13 партий. Отказано в регистрации Союзу правых сил и Компартии.


Около 20 человек претендуют на одно место в Народное собрание Республики Дагестан четвертого созыва. Все полагают, что борьба будет нелегкой. По словам зампредседателя избиркома Курбана Магомедова, на 72 места претендуют 1647 человек. Между тем, Союзу правых сил было отказано в связи с тем, что Хасавюртовская региональная группа вышла из списка. Представители КПРФ в начале заявили о самоотводе своих кандидатов, а затем попытались оспорить решение избиркома об аннулировании списка в Верховном суде Республики Дагестан. Одной из особенностей нынешних выборов является отмена национальных квот. Все избираются по партийным спискам. Наблюдатели отмечают, что среди кандидатов от единороссов доминируют высокопоставленные чиновники даргинской и кумыкской национальности. Что же касается списков партии «Справедливая Россия», то здесь прослеживается доминирующая роль чиновников аварской и лезгинской национальностей. Наблюдатели говорят об использовании административного ресурса.


В Дагестане сформирован так называемый «протестный штаб», состоящий из представителей лево-патриотических организаций. Коммунисты занимают в нём ключевые позиции. Протестный штаб распространил заявление, в котором расценил решение избиркома Дагестана в отношении коммунистов, как «акт политического террора». На прошлых выборах в республиканский парламент дагестанские коммунисты получили 27% голосов.


По оценкам наблюдателей в республике немало и сторонников Союза правых сил. Окружная избирательная комиссия отказала в регистрации и представителям СПС. По версии избиркома, четыре члена партии, представлявшие Хасавюртовскую районную группу, написали заявления о выходе из членов СПС.


Член президиума федерального политсовета Союза правых сил Борис Надеждин утверждает, что эти кандидаты написали заявления о выходе из списка не по доброй воли: «Действительно, четыре члена партии под угрозами, давлением, шантажом такие заявления написали, что позволило комиссии вычеркнуть их из бюллетеня, из списка партии СПС исключить предвыборного. Но я могу сказать следующее. Во-первых, некоторые из них потом написали заявление в правоохранительные органы, что им угрожали. Во-вторых, то же самое сделали не только с кандидатами СПС, но и с рядом других политических партий, включая Компартию Российской Федерации. Ну и, наконец, кроме этих ситуаций, там имели место совершенно выходящие из ряда события: один из лидеров нашего списка, первый по Кизлярскому району, просто пропал. В лесу нашли сгоревшую машину, а человека нет, он в розыске находится. Мы с родственниками постоянно держим связь, нет сведений, куда он делся, и никто не понимает, что происходит. В этой обстановке было явное использование юридических лазеек для того, чтобы нейтрализовать оппозиционные политические партии - и левые, как Компартия, и правые, как СПС. В этой обстановке выборы проводить абсолютно невозможно, когда пропадают кандидаты и снимается все оппозиционная партия. Соответствующее обращение мы направили в Центральную избирательную комиссию. Вчера был пикет у представительства Дагестана в Москве. Мы передали руководству Дагестана. Нам кажется, что руководство и Центризбиркома, и парламента республики должны отдавать себе отчет в том, что выборы в таких условиях не будут легитимными».


Представители Союза правых сил, по словам Бориса Надеждина, пользуются поддержкой местных избирателей, которые не раз им оказывали доверие в ходе предвыборных кампаний: «У нас существуют депутаты в Народном собрании Республики Дагестан, у нас председатель регионального отделения Гладков - депутат парламента. В нашем списке было большое количество людей, уважаемых в республике. Скажем, пропавший кандидат Магомед Омармагомедов был замглавы Кизлярского района. В нашем списке депутаты парламента региона. В нашем списке руководители районов, руководители предприятий. Не просто так все».


За решением о снятии списка Союза правых сил с предвыборной кампании в дагестанский парламент стоят политические мотивы, убеждён член президиума федерального политсовета СПС Борис Надеждин: «Я с трудом понимаю чем руководствовалось руководство республики, когда принимало это, без всякого сомнения, политически мотивированное решение. Они нам рассказывают, что некоторые кандидаты нам не нравятся, он с ними не договорились… Друзья мои, так вы разберитесь в первую очередь со списком "Единой России", так, на всякий случай. Если уж по каким спискам разбираться, так это с "Единой Россией", а не с СПС».


Союз правых сил намерен убедить руководство Дагестана, окружную избирательную комиссию, что выборы в Народное собрание в данной ситуации проводить нельзя.


Глава Центризбиркома Александр Вешняков согласился с тем, что предвыборная ситуация в Дагестане сложилась непростая. «Если в Центральную избирательную комиссию поступит соответствующее обращение, мы внимательнейшим образом изучим ситуацию и примем решение», - заявил глава ЦИК Александр Вешняков.


XS
SM
MD
LG