Ссылки для упрощенного доступа

Традиционный кинофестиваль в Роттердаме


Программу ведет Полина Ольденбург. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Роттердаме Дмитрий Волчек.



Полина Ольденбург: Традиционный кинофестиваль проходит в эти дни в Роттердаме.



Дмитрий Волчек: "Кино хорошее, люди - плохие. Кино хорошее, потому что оно невинно". Эту фразу несколько раз произносит в документальной ленте "В тени света" глава нью-йоркского архива экспериментальных фильмов Джонас Мекос. "Принято считать, что мы боремся с Голливудом, противостоим ему, - говорит Мекос, - но это не так. В Голливуде снимают замечательные жанровые фильмы, просто мы делаем совсем другие вещи".


Составители роттердамской программы не игнорируют традиционное жанровое кино. В этом году, например, можно посмотреть почти все фильмы Джонни То, остроумного гонконгского мастера кассовых боевиков. Однако синефилов привлекают на этот фестиваль фильмы, которые вряд ли сделают большие сборы, а, быть может, вообще ни в какой прокат не выйдут. Наверняка нигде больше не удастся посмотреть радикальную корейскую картину "Безликие вещи", которая начинается как мелодрама с привкусом социальной сатиры, а завершается 20-минутным фрагментом порнографического фильма о капрофилах.


Далеко не столь неортодоксальная работа мрачного шутка Алекса ван Вармердама "Официант" тоже не удовлетворит приверженцев теории центрального конфликта и любителей хеппи-эндов. Герой, его играет сам режиссер, становится жертвой своего создателя, сценариста, который присутствует на экране, ненавидит персонажей и, не зная, что с ними делать, убивает одного за другим. Реконструируя сценарий, ван Вармердам все время напоминает зрителям, что перед ними вымысел, к которому нельзя относиться серьезно. Малькольм Лигрис, режиссер снятого еще 40 лет назад фильма "Замок-1", добивается той же цели совсем уж необычным способом: висящая на экране мощная лампа периодически вспыхивает во время проекции, освещая зал и, как говорит режиссер, объясняет зрителям, что фильмом можно бороться с самой концепцией кинематографа.


Итоги Роттердамского конкурса станут известны в субботу. Не удивлюсь, если главный приз достанется показанной в день открытия ленте аргентинца Эстебана Сапира "Антенна", изящной имитации стилистики немецкого экспрессионизма. Серьезные шансы на победу есть и у понравившегося зрителям "Человека безвозвратного" Кати Гроховской. Критики отмечают, что в российском кино еще никогда не использовался такой прием - сочетание множества перекрещивающихся историй - и сравнивают работу Гроховской со знаменитой "Магнолией".


XS
SM
MD
LG