Ссылки для упрощенного доступа

Российский фильм может победить на Роттердамском кинофестивале


Роттердамский кинофестиваль проводится в 36-й раз
Роттердамский кинофестиваль проводится в 36-й раз

«Кино хорошее, люди — плохие. Кино хорошее, потому что оно невинно». Эту фразу несколько раз произносит в документальной ленте «В тени света» глава нью-йоркского архива экспериментальных фильмов Джонас Мекас . «Принято считать, что мы боремся с Голливудом, противостоим ему, — говорит Мекас , — но это не так. В Голливуде снимают замечательные жанровые фильмы, просто мы делаем совсем другие вещи».


Составители роттердамской программы не игнорируют традиционное жанровое кино. В этом году, например, можно посмотреть почти все фильмы Джонни То, остроумного гонконгского мастера кассовых боевиков, однако синефилов привлекают на этот фестиваль фильмы, которые вряд ли сделают большие сборы, а, быть может, вообще ни в какой прокат не выйдут. Наверняка нигде больше не удастся посмотреть радикальную корейскую картину «Безликие вещи», которая начинается как мелодрама с привкусом социальной сатиры, а завершается двадцатиминутным фрагментом порнографического фильма о копрофилах.


Далеко не столь неортодоксальная работа мрачного шутника Алекса ван Вармердама «Официант» тоже не удовлетворит приверженцев теории центрального конфликта и любителей хеппи-эндов. Герой, его играет сам режиссер, становится жертвой своего создателя, сценариста, который присутствует на экране, ненавидит персонажей и, не зная, что с ними делать, убивает одного за другим. Реконструируя сценарий, ван Вармердам все время напоминает зрителям, что перед ними вымысел, к которому нельзя относиться серьезно. Малькольм Ле Грис , режиссер снятого еще 40 лет назад фильма «Замок-1», добивается той же цели совсем уж необычным способом: висящая на экране мощная лампа периодически вспыхивает во время проекции, освещая зал и, как говорит режиссер, объясняет зрителям, что фильмом можно бороться с самой концепцией кинематографа.


Итоги Роттердамского конкурса станут известны 3 февраля. Не удивлюсь, если главный приз достанется показанной в день открытия ленте аргентинца Эстебана Сапира «Антенна», изящной имитации стилистики немецкого экспрессионизма. Серьезные шансы на победу есть и у понравившегося зрителям «Человека безвозвратного» Кати Гроховской . Критики отмечают, что в российском кино еще никогда не использовался такой прием — сочетание множества перекрещивающихся историй — и сравнивают работу Гроховской со знаменитой «Магнолией».


XS
SM
MD
LG