Программу ведет Марк Крутов.
Марк Крутов: В Подмосковье военная прокуратура России расследует еще один случай гибели солдата. По данным на сегодняшний день, новобранец из Дагестана Ибрагим Джабраилов был застрелен по неосторожности своим командиром, причем случилось это в элитном военном образовании - легендарной Таманской дивизии.
Представители фонда "Право матери", которому часто приходиться заниматься подобными делами, уже взялись помогать родителям погибшего солдата. Вот как выглядят подробности случившегося с их слов.
Анна Каширцева: Родители погибшего мальчика Джабраила Ибрагимова обратились к нам в фонд 11 января с просьбой помочь им. Они рассказали нам историю гибели своего сына. На тот момент они имели на руках единственный документ - это бумага из войсковой части, в которой проходил службу их сын, в бумаге было буквально написано следующее: при прохождении военной службы, в соответствии с приказом командира войсковой части 34465 капитан Бондаренко М.Я. был откомандирован на сборы молодого пополнения в войсковой части 23626 в качестве командира первой учебной роты. Около 14 часов 30 минут 28 декабря 2006 года в расположении первой учебной роты войсковой части 23626, которая размещена в казарменном здании ВЧ-71847 Московской области, произошел конфликт между военнослужащими по призыву славянской национальности и уроженцев республики Дагестан. Прибывший в казарму командир указанного подразделения Бондаренко М.Я. построил всех военнослужащих и вызвал бодрствующую смену внутреннего караула ВЧ-34465 в количестве шести человек, который были построены по его указанию внутри расположения, с автоматами "АК-74". Дверь к данному расположению изнутри, по указанию Бондаренко М.Я., была заперта. В ходе проверки подразделения Бондаренко, услышав стуки в дверь неустановленных военнослужащих, выхватил у одного из караульных автомат Калашникова и произвел выстрел в сторону двери. При этом находящемуся за дверью курсанту указанной учебной роты Ибрагимову Д.Н. был причинен тяжкий вред здоровью в виде огнестрельного сквозного, проникающего ранения правой половины грудной клетки, отчего 28 декабря он скончался в медучреждении.
Стоит принять во внимание, что Бондаренко был откомандирован именно для обучения молодых бойцов, и вот по его вине в данном случае погиб молодой мальчик, который успел пробыть в данной войсковой части всего лишь три дня. То есть на третий день он уже погиб.
Марк Крутов: Вот такие, без преувеличения, страшные подробности рассказала в интервью нашему радио сотрудник фонда "Право матери" Анна Каширцева. Она также говорит, что случившееся в Таманской дивизии вовсе не редкость для Российской армии.
Анна Каширцева: Эта история довольно-таки характера для сегодняшней армии. Наблюдается полнейшая безответственность офицеров, обучающих молодых бойцов. В данном случае, видимо, Бондаренко должен был им объяснять и что такое владение оружием, и как с ним обращаться. Если офицер сам по себе не может правильно обращаться с оружием и пускает его в ход в те моменты, которые не требуют данного поведения, то большой вопрос, чему могут такие офицеры научить молодых ребят. Соответственно, среди военнослужащих очень часто встречаются случаи неосторожного обращения с оружием. По крайней мере, с такими формулировками, которые войсковая часть присылает по факту гибели военнослужащих, когда молодой человек, допустим, погибает от огнестрельного ранения, мы с этим очень часто сталкиваемся.
Марк Крутов: Анна Каширцева, как и другие правозащитники, считает, что реальное количество трагических смертей в армии, произошедших по вине командиров, занижено. Воинские части стараются скрыть такие случаи при любой возможности, в первую очередь когда нет в достаточном количестве свидетелей происшествия.
Анна Каширцева: Эта формулировка не очень частая, потому что большинство случаев приходиться все-таки на формулировку "самоубийство". В данном случае самоубийство - это официальная версия гибели, с которой зачастую не согласны родители погибшего и эта версия всячески ими оспаривается. Там, где написано напрямую "убийство", даже если это убийство по неосторожности, такие формулировки нечасты. Это случается тогда, когда убийство произошло на глазах многих свидетелей и уже нет возможности выдать этот случай за нечто иное. В данном случае, в случае гибели Ибрагимова, виновный в его гибели Бондаренко совершил это деяние в присутствии очень многих свидетелей, то есть там фактически были собраны все молодые солдаты. Делать нечего, войсковая часть расписала родителям все так, как оно было.