В Ташкенте арестована журналист и правозащитник Умида Ниязова. Транспортная прокуратура Узбекистана возбудила против нее несколько уголовных дел по статьям - «Незаконное пересечение границы», «Контрабанда» и «Сбор и распространение материалов, угрожающих общественной безопасности». Умиде Ниязовой – тридцать два года. Она работала в представительстве международной организации Internews Network в Узбекистане, затем в ташкентском филиале организации Freedom House. В последнее время считается независимым правозащитником.
Первый раз прилетевшую из Бишкека Умиду Ниязову задержали в ташкентском аэропорту 21 декабря прошлого года. У таможенников вызвал подозрение ее компьютер, в котором, как утверждают сотрудники правоохранительных органов, обнаружились материалы антиконституционного характера. Эксперт из Агентства по печати и информации Узбекистана усмотрел в них призывы к свержению конституционного строя. Спустя несколько часов Умиду Ниязову отпустили, правда, при этом конфисковали паспорт, компьютер и флэш-диск. С нее была взята подписка о невыезде. Позже выяснилось, что Управлением таможни города Ташкента на правозащитника было заведено административное дело. О том, что произошло с Ниязовой дальше, рассказывает ее подруга и редактор сетевого издания www.uznews.net Галима Бухартаева: «Она ждала, что будет дальше – или ее арестуют, или же ничего страшного, отделается испугом, и ей вернут паспорт и все такое. Она думала, думала. И ей посоветовали лучше уезжать из страны, потому что обычно так дело и заканчивается, что потом сажают. Она уехала из страны, смогла даже добраться до Бишкека. Убежище попросила в ООН».
Ситуация кардинально изменилась, когда с Умидой Ниязовой связался ее адвокат Аброр Юсупов.
«И потом этот адвокат, которого сама наняла, знала его как адвоката, который защищает политических, он начал ей звонить в Бишкек и убеждать ее в том, что, оказывается, дело против нее прекращено. Ей осталось только прийти, забрать паспорт, компьютер и все будет нормально, что она будет жить, как раньше. Я прекрасно понимаю состояние Умиды, которая оказывается в ситуации, когда она за пределами страны, и тут такой соблазн. Адвокат ее буквально уговаривает, говорит, что видел постановление собственными глазами, никакой опасности нет, дело прекращено, приезжай. Она решается незаметно вернуться в страну, чтобы взять свой паспорт, нормально жить. На границе ее хватают», - рассказывает Галима Бухартаева.
22 января этого года на киргизско-узбекской границе Умиду Ниязову задержали. Четыре дня о ней не было никакой информации. 26 января родные и близкие обнаружили ее в Транспортной прокуратуре города Ташкента. Адвокат Аброр Юсупов категорически не согласен с обвинениями в свой адрес и не считает себя виновным в том, что Умида Ниязова оказалась за решеткой:
- Вам показывают официальное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, постановление о прекращении административного дела. Что вы скажете клиенту? Другое что-нибудь?
- Когда вы передали эту информацию Ниязовой, она решила вернуться в Узбекистан. Правильно я вас понял?
- Конечно. Она сама решила.
- Но для вас было неожиданным, что ее все-таки арестовали?
- У меня совесть чиста перед Умидой.
Аброр Юсупов продолжает защищать интересы арестованной Умиды Ниязовой. По информации сетевых изданий, пишущих о Центральной Азии, за адвоката Юсупова заступился глава представительства Human Rights Watch в Узбекистане Андреа Берг. По его мнению, Аброра Юсупова умышленно ввели в заблуждение следователи, чтобы таким хитрым способом вернуть Ниязову обратно на родину. Сомневается в виновности Юсупова и независимый политолог, бывший ташкентский дипломат Ташпулат Юлдашев: «Скорее всего, его могли обмануть, или же его спецслужбы напугали. Поэтому он направил ей лживую информацию о том, что административное дело, против нее возбужденное, уже прекращено. Поэтому она приехала. Эту хрупкую, тоненькую девчонку приводят к следователю шесть милиционеров, вооруженные до зубов, в бронежилетах, в кутузке времен Сталина. Когда ее родственница увидела ее в таком состоянии, она до сих пор не может даже слова сказать. Она стала почти невменяемой, эта родственница. Я считаю, что арест Умиды Ниязовой - политический заказ, репрессия за инакомыслие. Никаким распространителем фундаменталистских идей не является. Она всего лишь высказывала критическое мнение в отношении политики президента Ислама Каримова. Очень часто предлагала пути выхода из экономического и политического кризисов».
Умида Ниязова обвиняется по нескольким статья Уголовного кодекса Узбекистана - «Незаконное пересечение границы», «Контрабанда» и «Сбор и распространение материалов, угрожающих общественной безопасности». О том, что обнаружили в компьютере Ниязовой узбекские таможенники, рассказывает Ташпулат Юлдашев: «То, что она в компьютере имела материалы, скопированные в Интернете, квалифицировали, как контрабанда. В настоящее время ей вешают еще другую статью 159-ю, якобы за распространение идей фундаментализма и религиозного экстремизма. В ее материалах в Интернете были ежегодные отчеты Human Rights Watch, а также трактат заключенного Акрама Юлдашева «Путь к вере». И на основании этих материалов сказали, что она занимается распространением фундаменталистских идей».
В отчетах правозащитной организации Human Rights Watch, обнаруженных в компьютере Ниязовой, опубликованы свидетельства и показания очевидцев кровавых андижанских событий мая 2005 года в Узбекистане.