Ссылки для упрощенного доступа

Латвия - одно из немногих посткоммунистических государств, где до сих пор еще не внедрен институт омбудсмена


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ефим Фиштейн.



Кирилл Кобрин : Латвия - одно из немногих посткоммунистических государств, где до сих пор еще не был внедрен институт омбудсмена или, как эту должность принято называть по-русски, уполномоченного по правам человека. О том, почему так обстоит дело в Латвии, и о самой этой должности рассказывает мой коллега Ефим Фиштейн.



Ефим Фиштейн : Почти нигде учреждение этой публичной функции не обходилось без бурных споров о ее целесообразности. Противники аргументировали тем, что если соответствующие министерства работают плохо и ущемляют интересы граждан, то надо менять или наказывать чиновников, а не создавать новые должности для их контроля.


Для осуществления внутреннего контроля во всех учреждениях есть соответствующие органы. Полномочия омбудсмена весьма ограничены, в его распоряжении нет никаких принудительных инструментов, он может только рекомендовать. И все же опыт всех стран, где такая должность существует - то ли веками, то ли годами - однозначен. Уже само существование такого независимого, неформального, внешнего и авторитетного органа оказывает на чиновников профилактическое воздействие. Зная, что недовольный гражданин может пожаловаться на него омбудсмену, чиновник более добросовестно исполняет свои обязанности и избегает очевидного произвола и самодурства.


Институт омбудсмена впервые ввел при своем дворе в XVIII веке шведский король Карл XII - тот самый, войска которого разгромил под Полтавой Петр Первый. В 1809 году конституция Швеции впервые определила эту должность, как орган парламента, осуществляющий надзор над тем, как судьи, правительственные чиновники и прочие должностные лица соблюдают законы страны.


Наибольший размах этого института пришелся на ХХ век. После Второй мировой войны должность омбудсмена была введена в большинстве стран Европы в модификациях, зависящих от исторического и общественно-политического развития стран. В одних странах этот институт называется «народным защитником», в других «заступником», в третьих - «посредником», в четвертых - «гражданским прокурором». В зависимости от способа назначения омбудсмены делятся на несколько категорий. Наиболее распространенная категория - парламентский омбудсмен, избираемый законодательным собранием и ему же подотчетный. Более редкая модель - правительственный омбудсмен, назначаемый исполнительной властью. Омбудсмены бывают общего типа и специализированные, занимающиеся отдельными сферами государственного управления, например, пенитенциарной системой, военными учреждениями, охраной детей, охраной личных данных и так далее. Могут действовать в централизованном порядке или на местах.


Почему загвоздка с назначением народного защитника произошла именно в Латвии? Послушаем сообщение нашего рижского корреспондента Михаила Бомбина:



Михаил Бомбин : Согласно закону об омбудсмене, уполномоченный по правам человека должен был появиться и приступить к своим обязанностям еще в январе позапрошлого года. Однако, поскольку подходящих кандидатур все как-то не находилось, дело затянулось. И лишь очередное напоминание Евросоюза побудило депутатов приступить к голосованию. В январе были выдвинуты две кандидатуры. Обе они не прошли, то есть были провалены. Это ставленник правящей Народной партии преподаватель права Латвийского университета Ринголд Балодис и латышская эмигрантка из Соединенных Штатов профессор политологии Иллинойского университета Расма Карклиня. В первом случае - фигура явно политически заинтересованная, во втором - двойное гражданство, незнание русского языка и отсутствие какого-либо правозащитного опыта. О том, что такое омбудсмен и о его роли в обществе рассказывает председатель подкомитета Парламентской Ассамблеи Совета Европы по делам нацменьшинств политолог Борис Цилевич.



Борис Цилевич : Вообще, институция омбудсмена была создана уже несколько веков назад в скандинавских странах впервые. Это некая альтернатива суду, если так по-простому сказать. Судебные процессы всегда достаточно трудоемкие и дорогие. Поэтому в целом ряде случаев без них можно обойтись. То есть каждый человек, который считает, что государство обошлось с ним несправедливо, нарушило его права, конечно, может пойти в суд, но может пойти и к омбудсмену. Это некий беспристрастный, независимый арбитр.


С одной стороны, омбудсмен это, конечно, часть государственной структуры, с другой стороны, он находится как бы в стороне над общей системой государственного управления. Традиционно в функции омбудсмена включаются все вопросы, связанные с правами человека. Но, вообще говоря, мандат омбудсмена несколько шире. Он занимается в отличие от таких институций, как, скажем, Государственное бюро по правам человека, также и вопросами, связанными с так называемым хорошим или добросовестным управлением. То есть чиновник может формально действовать в рамках закона, но относиться к человеку по-хамски, не учитывать его интересы, саботировать выполнение своих функций. Формально в этом случае достаточно трудно применить нормы конвенции законодательства по правам человека. Но эти ситуации находятся полностью в рамках компетенции полномочий омбудсмена.


Для того чтобы омбудсмен мог выполнять свои функции, естественно, первое условие - это его полная независимость. Поэтому традиционно омбудсмен не связан с какими-то политическими партиями, не имеет какой-то финансовой зависимости. Его финансирование не должно зависеть от решения правительства. Конечно же, второй очень важный фактор - это личность самого омбудсмена.



Михаил Бомбин : Пояснил политолог Борис Цилевич. Президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга призвала депутатов найти достойного кандидата, и к середине февраля утвердить его в должности руководителя Бюро омбудсмена.



Ефим Фиштейн : Несмотря на некоторые отличия, институт общественного защитника прав человека зарекомендовал себя, как действенный и полезный. Совет Европы особым постановлением Р-97-14 рекомендует его, в частности, тем государствам, где имели место радикальные политические или экономические перемены, военные конфликты и любые другие события, которые представляют собой угрозу для гражданских, экономических, социальных или культурных прав человека.




XS
SM
MD
LG