Ссылки для упрощенного доступа

Новые черты в отношениях между Кремлем и регионами


Программу ведет Кирилл Кобрин . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.



Кирилл Кобрин : В прошедшем году появились новые черты в отношениях между Кремлем и регионами. Российские эксперты и аналитики связывают это, прежде всего, с предстоящими парламентскими, а затем и президентскими выборами. Власть укрупняет партию, устраняет оппозицию, но теряет избирателей. Так считают, по крайней мере, эксперты. Общественные палаты, некоммерческие организации должны помочь центру создать гражданское общество, нужное власти, и обеспечить явку на предстоящих выборах. Рассказывает наш корреспондент Мумин Шакиров.



Мумин Шакиров : В России идет подготовка к думским и президентским выборам. Кремль в прошедшем году активно занимался партийным строительством и пытался еще жестче выстроить вертикаль власти. Научный сотрудник Московского центра Карнеги Николай Петров считает, что если ранее серьезный удар был нанесен по губернаторам (их кандидатуры теперь выдвигает президент России, а региональные парламенты утверждают на высокую должность), то на этот раз мишенью Кремля стали главы муниципальных образований и мэры городов.



Николай Петров : Можно вспомнить уголовные дела против ряда мэров, и отстранение мэров Томска, Волгограда, проблемы у архангельского мэра и так далее. Это результат двух различных процессов. С одной стороны - продление властной вертикали и ослабление муниципального уровня, который, будучи местным самоуправлением, вообще говоря, не является и не может являться частью никакой вертикали исполнительной власти. А с другой стороны - это тот же самый процесс игры поиска поддержки со стороны губернаторов и общерегиональной политической элиты, в общем, устранение того естественного противоречия, которое появилось с отказом от выборов губернатора. Если губернатор - это назначаемый чиновник, то странно было бы ожидать гармонических отношений между ним и прямоизбираемым, часто популярным и весьма влиятельным в региональной политической элите мэром. В данном случае, интересы губернатора и интересы федерального центра совпадают. Хотя отчасти мэрам удалось отбить атаку, тот законопроект, который, по сути дела, предусматривал отказ от их выборов, он не был пока принят, но, видимо, это дело недалекого будущего.



Мумин Шакиров : Очистка партийно-политического поля также стала одной из главных задач Кремля. По словам Николая Петрова, федеральные партии прошли через процедуру регистрации и перерегистрации. Юридический экзамен сдали не все. Но главным событием стало появление новой, альтернативной партии власти.



Николай Петров : В этом отношении важен очень процесс создания "Справедливой России", которая на федеральном уровне выглядит более гладко и более гармонично. Есть лидер наиболее влиятельный федеральный политик - спикер верхней палаты. Есть две партии, где перед образованием "Справедливой России", центр полностью поменял все руководство. Они сливаются. В регионах это получается существенно более сложно и конфликтно, потому что и "Родина" и Партия пенсионеров во многих регионах имеют вполне определенные и даже сильные позиции, в то время как Партия жизни за исключением 2-3 случаев являлась силой достаточно слабой. Поэтому любые попытки укрупнения и неизбежно вхождения большей силы под руководство меньшей силы рождали конфликты в целом ряде регионов. Например, в Петербурге эти конфликты были довольно жесткие и сопровождались выходом, скажем, "Родины" и региональных отделений "Родины" из проекта в целом. Этот процесс еще идет. Он очень важен, и будет определять политические процессы и в 2007 году.



Мумин Шакиров : Но выяснилось, что контроль над партиями и политическими процессами не дает гарантии, что избиратель придет на выборы.



Николай Петров: Кремль стал искать различные другие рычаги, чтобы компенсировать это недостающее при полном контроле над политическими партиями влияние. В качестве такого важного рычага было выбрано гражданское общество. Прошлый год - это был год наиболее активной реализации проекта Общественной палаты не только на уровне Федерации, но и Общественных палат в регионах, и Общественных советов на уровне федеральных округов. А в рамках этого процесса шло разделение как бы инвентаризации и разделение гражданского общества на хороших и плохих. Хорошие шли и приглашались в Общественные палаты.



Мумин Шакиров : Это был политолог Николай Петров. Эксперты и наблюдатели отметили еще одну важную тенденцию, которая меняет не только взаимоотношения центра и регионов, но и карту страны. Укрупнение или объединение регионов набрало обороты. По оценкам сотрудника Центра Карнеги Алексея Сидоренко, в этом процессе в настоящий момент участвуют более десяти субъектов Российской Федерации.



Алексей Сидоренко : Если брать такие неопределенные, с точки зрения укрупнения пары как Алтайский и край и Республика Алтай и Адыгеи и Краснодарский край. Если начинать с начала года, то, прежде всего, объединительные референдумы в апреле в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском округе. Затем одобрение Советом Федерации закона о создании нового субъекта для Камчатской области Корякского автономного округа. Старт кампании укрупнения в Читинской области и Агинском Бурятском округе в ноябре. Наконец, избрание единой в объединенное законодательное собрание Пермского края в декабре, которое затрагивает соответственно Пермский край и Коми-Пермятский округ. В любом случае укрупнение регионов - это достаточно длительный и трудоемкий процесс. Как правило, его очень сложно решить только местными ресурсами. Мало того, в большинстве случаев это не отвечает региональным и локальным интересам. Как правило, это исключительно политический интерес центра.



Мумин Шакиров : Это был Алексей Сидоренко.


Парламентские и президентские выборы в России не гарантируют сохранение высоких должностей для правящей элиты. Ротация неизбежна, считает руководитель аналитической службы Российско-общественного политического центра Святослав Каспэ.



Святослав Каспэ : Разные элитные группы, разные институты, разные люди пытаются определить и застолбить свое место под солнцем завтрашнего дня. Понятно, что эта тенденция, если ей ничего не противопоставлять, способна привести к крайне некомфортной для нынешней правящей элиты ситуации. Но я, честно говоря, думаю, что перевес будет все-таки на стороне объективной тенденции к фрагментации режима. Хотя бы потому, что многие из тех, кто вроде бы должен обеспечить консолидацию, в том числе и значительная часть региональных элит, на самом деле, по структуре своих интересов заинтересованы, скорее, во фрагментации режима. Вопрос только в том, что губернаторов построили, но уверенности в том, что все они от факта построения испытывают восторг и что никто из них не готов рванут из строя при первой возможности, у меня такой уверенности нет.



Мумин Шакиров : Анализируя политические процессы в России, эксперты пришли к выводу, что за последние годы с политической арены сошли многие партии, которые появились вначале 90-х годов. Ослабление позиции КПРФ, "Яблока", "Союза правых сил", претендующих на оппозиционность, - это результат не только неравных условий политической борьбы, но и естественный процесс, потери интереса к этим партиям со стороны избирателей.




Материалы по теме

XS
SM
MD
LG