Программу ведет Полина Ольденбург. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Братиславе Инна Земляная.
Полина Ольденбург: В большинстве стран Европы, в европейских языках, когда речь заходят о пожилых людях, их именуют почтительно – «сеньоры». Если для многих пожилых уход на пенсию означает конец активной жизни, то для некоторых – лишь начало нового этапа... О том, какому варианту отдают предпочтение современные словацкие пенсионеры, рассказывает наш корреспондент.
Инна Земляная: Раисе Копсовой 72 года. Она, несмотря на российские корни, словацкая пенсионерка. Всю жизнь пани Копсова проработала в институте, исследуя историю словацкой и русской философии. Однако только сейчас сбылась ее мечта: она занимается изучением теории театра и музыки.
Раиса Копсова: Меня всегда интересовал театр, хотя я закончила философский факультет. Если бы я могла, то лучше бы пошла работать журналистом, потому что меня всегда интересовало искусство. Жили мы в Ленинграде. Поэтому это – моя детская влюбленность.
Инна Земляная: Реализовать свое желание Раиса Копсова смогла, став студенткой так называемого «Университета третьего возраста» или, как еще его называют, «Университета для сеньоров» в Братиславе, основанного в 1990 году на базе знаменитого Университета имени Коменского. «Университет для пожилых» стал частью программы постоянного образования, которую пропагандирует ЕС. Его цель – улучшить качество жизни пожилых людей. Интерес к подобным университетам, которых сегодня в Словакии уже 13, среди словацких пенсионеров из года в год возрастает. Если вначале «пожилых студентов» были сотни, то сейчас их - тысячи. Раиса Копсова называет четыре аспекта их популярности.
Раиса Копсова: Первый аспект, который интересовал меня, и который интересует других – это аспект рациональный, интеллектуальный, образовательный. Люди хотят что-то узнать по специальности, о которой они меньше всего знали, но которая их увлекала всю жизнь. Кого-то – театр, очень многих, например, – история Братиславы.
Второй аспект – социологический. Когда человек уходит на пенсию из своего трудового коллектива, где он проработал всю жизнь… Вот, цирковая лошадь, все время ходили по кругу, а теперь, когда тебя из того круга циркового выведут, с этой арены, и человек действительно не знает, чем заниматься.
Третий – психологический. Человеку очень хорошо, когда он чувствуют, что его мозги еще соображают, что он может еще чему-то научиться, что он не совсем списан из жизни и будет только говорить. Так что это очень важно.
Четвертый аспект, я думаю, это – прямо оздоровительный, целебный. За 6 лет, которые я здесь учусь, буду уже заканчивать в этом году, никогда здесь не говорили о болезнях.
Инна Земляная: Сегодня «Университет третьего возраста» в Братиславе предлагает 28 курсов обучения. Среди них - экономика, право, медицина, компьютерная грамотность, иностранные языки. Срок обучения – три-четыре года. После окончания университета выдается сертификат, который помогает пожилым людям профессионально реализовываться и дальше. Рассказывает руководитель «Университета для пожилых» в Братиславе Надежда Грапкова.
Надежда Грапкова: Многие из них с помощью нашего сертификата нашли работу, и это - несмотря на то, что документ не подтверждает квалификацию. Наши выпускники – пенсионеры работают в музеях, супермаркетах, в турбюро. Некоторых взяли на работу их дети.
Инна Земляная: Несмотря на положительные отзывы в обществе, Надежду Грапкову беспокоят перспективы «Университетов третьего возраста» в Словакии. По ее мнению, в будущем они могут стать доступными лишь для привилегированной части пенсионеров с высокими доходами.
Надежда Грапкова: Техническое обеспечение, наши зарплаты – все это покрывается взносами студентов. Однако мы стараемся плату за образование удерживать на низком уровне. Сегодня она составляет тысячу крон за год. Но боюсь, что в следующем году нам придется увеличить эту сумму. Лично мне не хочется, чтобы «Университеты третьего возраста» стали доступны лишь для части пенсионеров, для тех, кто побогаче.
Инна Земляная: Помогать таким университетам, по словам пани Грапковой, могло бы, и должно, государство. Как в Чехии или в Польше.
Надежда Грапкова: Так как не все пенсионеры могут позволить себе платить за учебу, правительство могло бы им помочь, частично финансируя их образование. Например, за каждого студента перечислять по 100-200 крон.
Инна Земляная: «Университеты для пожилых» – одна из возможностей обеспечить достойную старость. Проблему качества жизни пожилых людей нельзя недооценивать – уверена Надежда Грапкова.
Надежда Грапкова: Сегодня человек у нас спокойно доживает до 80–летнего возраста. В 60, когда он еще активен и бодр, ему приходится выходить на пенсию. Как жить эти 20 лет, которые составляют четверть всей человеческой жизни? Вот в чем вопрос. Поэтому таким возможностям, как «Университет третьего возраста», в каждом обществе должно уделяться гораздо больше внимания.