Ссылки для упрощенного доступа

Обозреватель РС Михаил Соколов о политических аспектах выступления Владимира Путина перед журналистами в Кремле


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Михаил Соколов.



Андрей Шароградский: Сегодня Владимир Путин дал свою ежегодную пресс-конференцию в Кремле. Первые два часа этой пресс-конференции транслировались в прямом эфире российского телевидения. Путин ответил на довольно большое число вопросов. Вот одно из заявлений, сделанных президентом России…



Владимир Путин: Я не правлю, я просто работаю. Что же касается преемников, я много раз на этот счет высказывался. Преемников никаких не будет. Будут кандидаты на пост президента Российской Федерации.



Андрей Шароградский: О политических аспектах сегодняшнего выступления Владимира Путина рассуждает обозреватель Радио Свобода Михаил Соколов.



Михаил Соколов: Президент России Владимир Путин вполне адекватно и традиционно отчитался перед прессой, как премьер-министр страны. Все хорошее в России растет, все изменяется, естественно, к лучшему: и рост ВВП 7 процентов, и инфляция уже однозначная – всего 9 %.


Главная проблема разрыва в доходах между бедными и богатыми не будет решаться, как 80 лет назад, «по принципу отнять и поделить», а путем увеличения темпа роста экономики.


Президент легко жонглирует цифрами и деталями, показывая то, что в сфере макроэкономики и в деятельности правительства он знает все мелочи.


Не менее глубоко Владимир Путин погружен и в тему нефтегазового транзита, через призму которого Путин видит отношения со странами СНГ и со всем миром.


Внутриполитическая ситуация в России оценивается Владимиром Путиным с позиций того, что он считает собственными историческими достижениями. Это «восстановление территориальной целостности, экономический рост и укрепление политической системы.


При этом последняя, вполне в соответствии с ее нынешним реальным состоянием воспринимается как нечто нерасчлененное.


Просто власть.


Задача как раз и ставится Путиным – сохранить ее, как он говорит, в «консолидированном», то есть подчиненном Кремлю, состоянии.


Президент, собственно, говорит, чуть ли не о присяге участников выборов его курсу: «кандидаты должны заявить, как они будут исполнять принятые сейчас решения».


Нерасчлененность, отсутствие конституционного разделения властей неизменно подается в паре со словом «эффективность». Без этого в условиях политических перипетий 2007-2008 года якобы нельзя сохранить высокие темпы роста.


В рамках такой модели «нерасчлененной народной монархии» Владимир Путин считает конкуренцию двух партий власти - «Единой» и «Справедливой России" - на выборах нужной.



Владимир Путин: "Единая Россия" - это все-таки такой более правый либеральный центр, во всяком случае, с точки зрения проведения экономической политики. Хотя и там много очень социал-демократических тенденций. "Справедливая Россия" - это, конечно, партия, которая во всех своих проявлениях напоминает такое социалистическое, социал-демократическое направление. В полной мере это пока еще, может быть, не ощущается и не видно, также как в полной мере не видно и праволиберального направления деятельности в "Единой России". Нужно время. В целом я эту борьбу считаю правильной, принципиальной, и чем острее она будет, тем лучше. Но, конечно, я очень надеюсь на то, что это будет острая политическая борьба без обращения к различным компроматам, к оскорблениям.



Михаил Соколов: Сегодня президент открыто разделил ресурс своей популярности между двумя лояльными партиями, право-центристской и социал-демократическими силами.


Путин похвалил «Единую Россию» за взаимодействие с правительством и мягко упрекнул ее в том, что праволиберального в ней маловато.


Свои предпочтения по поводу кандидатов на пост президента гражданин Путин обещал высказывать в период выборной кампании.


Он проговорился, что если «Единая Россия» и «Справедливая Россия» выдвинут своих кандидатов, то, сказал он нейтрально, законодательство это позволяет. Но вот если они договорятся и объединят свои усилия, тут у Путина акцент уже позитивный, «может быть, это будете и неплохо».


Преемников никаких не будет, будут кандидаты на пост президента Российской Федерации, – говорит президент. Задача по Путину: «обеспечить демократический способ освещения их избирательных кампаний, изложение ими своих предвыборных позиций, с тем, чтобы граждане Российской Федерации смогли сделать осознанный выбор».


Что собственно и происходит в телесоперничестве вице-премьеров Иванова и Медведева.


Владимир Путин уже в который раз доказывал, что отмена выборов губернаторов - не назначение, раз он разделяет ответственность с депутатами. Он даже имитирует федерализм: отвечая на вопрос о строительстве скандальной башни «Газпрома» над Петербургом, президент попросил власти города решить проблему без него.


Глава государства утверждает, что укрупнения регионов могут быть только по воле граждан, там, где люди хотят объединиться, что расходится с практикой давления на многие вполне самодостаточные территории.


Владимир Путин на вопрос о безумной коррупции, в том числе в конкретном регионе Приморья, предлагает развивать гражданское общество и независимую прессу. Верный рецепт. Правда, теория расходится с практикой…


Говоря о причинах ксенофобии в России, Путин вполне в духе русских националистов сначала помянул «ущемленность наиболее многочисленных национальных групп». Он утверждал, что вопросы на рынке труда решались не в пользу «коренного населении», но быстро поправился, сменив этот термин на «граждан России» и сказав все же и о бесправии иностранцев.


Некое волнение президент выказал лишь один раз, отвечая на единственный неприятный вопрос от Associated Press о Политковской и Литвиненко.


Об Анне Политковской Путин говорил спокойно, как о критике власти: расследование-то идет в России: «суд разберется», а журналистов будем защищать.


А вот по поводу лондонского убийства Путин старался по-адвокатски доказать, что Александр Литвиненко всего-то мелкий нарушитель закона, не владевший секретами и ничем не повредивший режиму.


Думайте, зачем Кремлю его убирать?


Своих врагов Владимир Путин обозначил ясно - беглые олигархи, но вопреки прежним своим намекам на то, что убийства Политковской и Литвиненко – провокации изгнанников, на этот раз сказал нечто новое…



Владимир Путин: Что касается тех людей, которые стараются наносить ущерб Российской Федерации, то в общем и целом хорошо известно, кто это такие. Это люди, которые скрываются от российского судопроизводства за преступления, совершенные на территории Российской Федерации, и прежде всего в сфере экономики. Это так называемые "беглые олигархи", которые прячутся в странах Западной Европы, либо на Ближнем Востоке. Но я втеорию заговора не очень верю. И, откровенно говоря, она меня не очень беспокоит. Устойчивость российской государственности сегодня позволяет нам смотреть на это свысока.



Михаил Соколов: Полониевый след, ведущий из Лондона в Москву, заставил президента России все же вернуться на почву созданной им политической реальности.



Андрей Шароградский: На встрече присутствовали свыше 1200 сотрудников средств массовой информации. Первыми впечатлениями от слов Владимира Путина на пресс-конференции поделился известный московский политолог Владимир Прибыловский. Вот что он сказал в интервью Радио Свобода.



Владимир Прибыловский: Привлекло внимание то, что было сказано о том, что никаких преемников не будет, что будет свободный выбор россиян. Я думаю, что Путин несколько приоткрыл сценарий того, как будут развиваться события. То есть, видимо, достаточно долго, я предполагаю, что до самого конца года Путин не назовет человека, которого он хочет видеть следующим президентом России. Кроме того, я так подозреваю, что и премьер-министром не будет назначаться тот человек, которого Путин хочет видеть потом президентом. Нас ожидает интересный год, то есть некоторая имитация свободного соревнования. Вот мне так показалось из последних слов президента.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG