Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Триумф Большого театра в Лондоне


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына.



Дмитрий Морозов: В Лондоне продолжают обсуждать давно завершившиеся гастроли балетной труппы Большого театра. Одна из причин - помимо, собственно, искусства танцовщиков - русский балет стал лауреатом одной из национальных наград в области балетного искусства, ежегодно присуждаемых британским Обществом театральных критиков. В этой категории награждается лучшая зарубежная балетная труппа. А лучшим хореографом - по соответствующей категории - стал Алексей Ратманский, руководитель балета Большого театра. Впервые балет Большого совершил поездку в Великобританию 50 лет назад; такой же триумф сопровождал его гастроли нынешним летом.



Наталья Голицына: Обе награды, которых удостоился Большой театр, были вручены Алексею Ратманскому. Сам худрук балетной труппы Большого получил одну из этих наград за хореографию балета "Светлый ручей" на музыку Шостаковича. На британских балетных критиков огромное впечатление произвели гастроли Большого театра в Лондоне. Эти впечатления и предопределили итоги голосования. Прошлым летом Большой привез в Англию на редкость обширный репертуар - смесь классики и модерна. Кроме ритуальных "Лебединого озера" и "Золушки", были показаны "Дочь фараона", "Симфония в до-мажоре" и "Игра в карты". В год, когда отмечалось столетие со дня рождения Шостаковича, в Лондоне состоялась британская премьера его балета "Светлый ручей" в постановке Ратманского. За семь лет существования в Англии национальных наград в области балета представители русской балетной школы впервые их получили, хотя на них в разные годы номинировались такие российские балетные звезды, как Ульяна Лопаткина, Светлана Захарова и Ирина Колесникова. Что же заставило жюри в этом году выделить балетную труппу Большого театра? Говорит сопредседатель жюри, глава балетной секции Британского общества театральных критиков Майк Диксон...



Майк Диксон: Выступление трупы Большого театра в прошлом сезоне на сцене Королевского театра "Ковент-Гарден" можно назвать триумфальным. Представлена разнообразная программа, которая состояла как из новых, никогда не шедших в Лондоне спектаклей, таких как "Светлый ручей" на музыку Шостаковича, так и классических балетов. Редкое разнообразие балетного репертуара подтверждено и выдающимся исполнением танцовщиками Большого.



Наталья Голицына: Одну из главных наград получил художественный руководитель балетной труппы Большого театра Алексей Ратманский. Какова, на ваш взгляд, его роль в этих триумфальных успехах российского балета?



Майк Диксон: С западной точки зрения, Алексей Ратманский представляется балетным реформатором, хореографом, который с уважением относится к балетной традиции, к русской традиции XIX века, к балетной традиции советского периода, и одновременно художником, который стремится к обновлению этих традиций, человеком, устремленным в будущее. Он сам много работал на Западе, в частности, и как танцовщик. Ратманский хорошо понимает, чего ждут от балета западные критики. Он хорошо знаком с западной хореографией и на этой основе разработал собственный стиль. Ратманский очень успешно совмещает великие традиции Большого театра с новыми идеями. Это очень освежающая комбинация. Западные зрители и критики находят захватывающим этот сплав, который был представлен выдающейся труппой с замечательными традициями.



Наталья Голицына: Некогда, в эпоху Сергея Дягилева, русский балет оказывал огромное влияние на западный, в том числе британский балет. Сохранилось ли в наше время это влияние?



Майк Диксон: Русское балетное влияние предотвратило превращение балетного искусства в Западной Европе в декадентское искусство. В России, начиная с XIX века, балет противостоял декадентским тенденциям. Появление в Европе труппы Дягилева, особенно ее танцовщиков, в частности, Нежинского, ознаменовало подлинную революцию и в балетном искусстве, и в представлении о нем публики. В Европе лет 50 не видели танцовщиков такого класса. И, конечно, когда в 50-е годы Большой театр впервые гастролировал в Лондоне, он показал невиданное разнообразие стилей и танцовщиков. Это производило захватывающее впечатление. Английские танцовщики в то время неплохо выглядели, но за ними не стояли такие давние традиции. Надо сказать, что появление Рудольфа Нуриева также способствовало обновлению западного балета. В области балета всегда существовало одностороннее движение - из России на Запад, оказывавшее влияние на западный балет. Однако в наше время балетные постановки в Западной Европе значительно улучшились, и сейчас происходит взаимное влияние и взаимодействие двух школ, как это происходит между современным танцем и классическим балетом.



Наталья Голицына: Трудно ли было в этом году британским балетным критикам назвать лучшую зарубежную балетную труппу и лучшего хореографа?



Майк Диксон: Не сказал бы. В этом году существовала серьезная конкуренция между аргентинской труппой "Танго пордос", национальным балетом Кубы и Большим. Мы никогда не разглашаем результаты голосования жюри, но могу сказать, что Большой получил подавляющее большинство голосов, также как и Ратманский в своей категории. Этот выбор оказался очень популярным у критиков.


XS
SM
MD
LG