Ссылки для упрощенного доступа

Сергей Иванов проинформировал депутатов Госдумы о программе переоснащения российской армии


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.



Андрей Шароградский : Министр обороны России Сергей Иванов сегодня проинформировал депутатов Государственной Думы о программе переоснащения современными образцами вооружений и военной техники российской армии. По словам Сергея Иванова, с 2008 года вопросами поставок вооружений, техники и средств тылового обеспечения займётся специально создаваемое для этого Федеральное агентство, состоящее из гражданских специалистов. Рассказывает наш корреспондент Олег Кусов.



Олег Кусов: По словам министра обороны России Сергея Иванова, расходы государства на вооруженные силы постоянно увеличиваются. За 6 лет они выросли в 3,5 раза. Новая государственная программа вооружения рассчитана на период с 2007 по 2015 годы. На нее российская власть планирует выделить 5 триллионов рублей. Уже в нынешнем году на техническое переоснащение вооруженных сил должно быть потрачено 300 миллиардов рублей. Министр Сергей Иванов рассказал депутатам, на что пойдут эти деньги.



Сергей Иванов: Уже в этом году в гособоронзаказе 2007 года у нас на техническое перевооружение запланировано ни много – ни мало 300 миллиардов рублей. Из них, собственно, на серийные закупки - только на серийные закупки! - вооружений и военной техники будет направлено 144 миллиарда рублей: 17 межконтинентальных баллистических ракет, 4 космических аппарата военного назначения и столько же ракет носителей к ним. Оснастить новыми и модернизированными образцами одни эскадрилью дальней авиации, по 6 авиационных и вертолетных эскадрилий, 7 танковых и 13 мотострелковых батальонов. Кроме того, будут закупаться новые и ремонтироваться имеющиеся средства связи и системы управления, артиллерийские орудия, противотанковые комплексы, боевые машины десанта и автомобильная техника.



Олег Кусов: Но одно дело запланировать, а другое - произвести. У министра есть претензии к отечественной военной промышленности.



Сергей Иванов: Вместе с тем, говоря об оснащении вооруженных сил, я не могу обойти стороной и то обстоятельство, что его темпы напрямую зависят от возможности российской промышленности. Понимаете, я уже с этой трибуны говорил, по-моему, об этом. Нас сейчас интересует не количество, в первую очередь, вооружений и военной техники, которую мы закупаем, и денежная проблема сейчас не стоит остро (госзаказ финансируется тютелька в тютельку, в полном объеме). Вопрос качества. Может ли наша промышленность произвести то, что нужно вооруженным силам? Вот это большой вопрос. Это меня очень беспокоит сейчас.



Олег Кусов: На техническое переоснащение армии денег хватает, а на достойную жизнь офицеров и их семей - нет. Это признал и сам министр.



Сергей Иванов: Сегодня лейтенант у нас получает более 10 тысяч рублей, а денежное довольствие командира полка составляет почти 16 тысяч рублей. И это по минимуму. Потому что многие лейтенанты и командиры полков у нас получают намного больше, если они служат на Северном Кавказе, на Севере, на Дальнем Востоке. Здесь уже региональные надбавки достаточно крупные. И все равно этого, конечно, мало. Я это признаю.



Олег Кусов: Удастся ли руководству военного ведомства России навести порядок в вопросе вооружения и технического переоснащения армии и флота? Военный аналитик Александр Гольц выразил по этому поводу сомнения.



Александр Гольц : Есть некая проблема, которую российская власть не может решить последние несколько лет. Проблема заключается в том, что из года в год растут те суммы, которые бюджет тратит на закупку вооружений - приблизительно на одну треть в год. Проблема в том, что в результате мы получаем крайне мало. Мы получаем несколько межконтинентальных баллистических ракет, а также неопределенное число танков и самолетов. Иванов Сергей Борисович неоднократно говорил, что проблема ценообразования абсолютно непонятна в рамках ВПК, что цена у нас условная, что, грубо говоря, заказав три орудия, в результате реализации контракта на эту сумму мы получаем только одно и так далее и тому подобное.


Всякий раз создается новое ведомство. Напомню, что у нас, действительно, существует Служба по гособоронконтракту, у нас кроме этого есть Военно-промышленная комиссия, которую возглавляет лично Сергей Борисович Иванов, а кроме этого у нас еще есть соответствующее управление в Министерстве промышленности, а еще у нас есть Служба по тыловому обеспечению, а еще у нас есть замминистра обороны по вооружениям со своей службой, а кроме этого у нас еще есть специальный помощник президента по военной технике со своей службой. Все они всякий раз создавались ровно для того, чтобы навести здесь порядок. Порядка навести не получается. Потому что проблема вовсе не в коррупции (коррупция - это следствие) и не в отсутствии контроля.



Олег Кусов: Александр Гольц считает, что военное министерство России до сих пор не смогло приспособиться к рыночным условиям.



Александр Гольц : Все 90-е года Министерство обороны и наш ВПК жили в условиях взаимного обмана. Министерство обороны говорило - вот, как только дадут деньги, так мы немедленно сделаем крупный заказ, - зная, что в ближайшее время денег не получит. А предприятия ВПК, зная, что уже разрушена система субконтрактов, что вот эта цепочка, которая поставляла комплектующие к военной технике, говорили, что вот как только деньги получим, мы тут же завалим армию новыми образцами непревзойденной техники. Все это вскрылось ровно в тот момент, когда появились, благодаря высоким рыночным ценам на нефть, деньги у государства, и оно сделало этот заказ. И тут же выяснилось, что надо заново создавать систему предприятий, которые производят элементную базу. Потому что те единичные экземпляры, которые приходили в армию в конце 90-х - начале 2000-х годов, они были собраны из старых, еще оставщихся советских запасов. А новой элементной базы не существует. Ее надо создавать заново.


Поэтому, насколько можно понять, сейчас происходит следующее. Все из чего собираются, условно говоря, танк или самолет, делается едва ли не вручную на заводе-изготовителе. Именно поэтому, а не по злой воле кого бы то ни было, растет цена и удлиняется время реализации контракта. На самом деле, перед правительством стоит, если этим заниматься всерьез, конечно, гигантская довольно сложная задача - обновление основных фондов очень многих предприятий и выработка того, как должна формироваться цена в условиях рыночной экономики.



Олег Кусов: Так считает военный аналитик Александр Гольц.




Материалы по теме

XS
SM
MD
LG