Ссылки для упрощенного доступа

Валентинов день. Праздник, которого всегда не хватает


Открытки-«валентинки» и прочая любовная бижутерия стремительно захватывает быт все новых регионов мира
Открытки-«валентинки» и прочая любовная бижутерия стремительно захватывает быт все новых регионов мира

Почему так заразен вирус Валентинова дня? Сегодня, в канун этого праздника (Valentine’s Day), большая часть человечества, скорее всего, готовит подарки для своих возлюбленных. Но обозреватель Радио Свобода культуролог Александр Генис задался вопросом о том, что делает, казалось бы, чужие праздники столь привлекательными в разных концах света: «Праздники — корневая часть культуры. Они должны задевать, как сказал бы Юнг, "коллективное бессознательное", резонировать с народной душой. Именно поэтому праздник легко изобрести, но очень трудно внедрить в семейный, а не в официальный календарь. От казенных праздников не стоит ждать той эмоциональной приподнятости, которая, собственно, и отличает праздники от выходных».


— Валентинов день несомненно обладает этим качеством, если его экспортируют в страны, где он раньше не отмечался.
— Да уж. До Америки я знал о Валентинове дне только из «Фауста». Но теперь открытки-«валентинки», сердечки, шоколадки и прочая любовная бижутерия стремительно захватывает быт все новых регионов. По-моему Валентинов день постепенно выживает Международный женский день. Что было бы не удивительно: восьмое марта мы отдаем дань трудящейся женщине, четырнадцатого февраля — любимой.


— Многие считают экспансию праздников коммерческой агрессией…
— Коммерция тоже не всемогуща. Продать можно только то, что мы согласны купить. Сколько усилий реклама приложила, чтобы заставить Америку отмечать африканский эквивалент Рождества Кванзу, но плодов это не принесло. Я думаю, что тут все очень просто. Заимствуют те праздники, которых не хватает. Нечто подобное уже произошло с Хэллуином. Он становится поистине международным фестивалем чертовщины, потому что вобрал в себя древние традиции маскарадов и карнавалов, которые были у всех без исключения народов. Если в Хэллуин мы отдаем дань игрушечному страху, то в Валентинов день — настоящей любви. За этими праздниками стоят универсальные категории, они вписываются в ритмы всякой человеческой жизни, вот поэтому их и отмечают повсюду. И сколько бы ни вводили государственных годовщин, исторических юбилеев, державных торжеств, они все равно не заменят интимного праздника, рассчитанного не на всю страну, а на двоих. С этим и бороться бессмысленно: природа всегда победит историю.


— Пусть так, но, кажется, процесс глобализации праздников все-таки идет с Запада на Восток?
— Это не совсем так. Если в среду Китай будет пышно отмечать пришедший к нему из Америки Валентинов день, то в воскресенье Америка будет шумно — очень шумно! — праздновать китайский Новый год. Я, честно говоря, тоже вношу лепту в глобализацию праздников, пытаясь приучить американских друзей к Масленице. Надо сказать, что блины с политически корректной по нынешним временам красной икрой пользуются бешеным успехом.


XS
SM
MD
LG