Ссылки для упрощенного доступа

Северная Корея «согласилась разоружиться»


Ким Чен Ир (в центре) отработал технологию создания ядерной бомбы, и теперь может поиграть в разоружение
Ким Чен Ир (в центре) отработал технологию создания ядерной бомбы, и теперь может поиграть в разоружение

Северная Корея согласилась закрыть ключевые элементы своей военной ядерной программы в обмен на гуманитарную помощь.


На проходивших в Пекине шестисторонних переговорах достигнута договоренность, которая в перспективе может привести к полному закрытию военных ядерных программ КНДР. В соответствии с ней Пхеньян обязуется в течение двух месяцев закрыть ядерный реактор в Йонбене (на нем производится оружейный плутоний) взамен на поставку 50 тысяч метрических тонн мазута либо иной помощи той же стоимости. Работа в Йонбене будет контролироваться международными инспекторами (сейчас специалистам МАГАТЭ запрещен въезд в КНДР).


Когда Северная Корея осуществит остановку на постоянной основе всех работ на своих ядерных объектах, она получит помощь в размере одного миллиона тонн мазута (или эквивалента). Важной частью пакета договоренностей стало согласие США «начать процесс» выведения КНДР из списка государств, поддерживающих международный терроризм, и установления дипломатических отношений. Токио также согласился нормализовать отношения с Пхеньяном.


Комментируя достигнутые договоренности, глава американской делегации на переговорах Кристофер Хилл назвал их «только первым шагом к денуклеаризации [ Кореи ]». Достигнутое соглашении обходит вопрос о судьбе ядерного оружия, которым располагает режим Ким Чен Ира. Эксперты предполагают, что в распоряжении КНДР может находиться несколько ядерных (плутониевых) зарядов небольшой мощности. Но исключительная закрытость этой страны не позволяет делать сколько-нибудь точных оценок прогресса, достигнутого северокорейскими специалистами. Ранее Пхеньян неоднократно отказывался выполнять собственные обещания, как только международная политическая коньюнктура менялась в благоприятную дял него сторону.


Обозреватель московской газеты «Коммерсант» Андрей Иванов называет достигнутые в Пекине результаты «фантастическими». Он предлагает свою версию того, почему Соединенные Штаты согласились на сделку, возможность достижения которой ранее Вашингтоном отвергалась:


- После победы в конгрессе демократов республиканская администрация Джорджа Буша оказалась в довольно сложном положении. Демократы критикуют администрацию по многим параметрам, по многим позициям, в том числе по внешней политике. Сейчас, за год до [ президентских ] выборов, республиканцам просто необходимо показать, что хоть где-то, хоть в чем-то во внешней политике они оказались успешными. Ирак, Иран, Ближний Восток для этого абсолютно не подходят, потому что там никаких успехов не видно и не предвидится. Оказалось, что успеха можно добиться на северокорейском направлении - потому что американцы намеренно или нет слишком перегнули палку, завернули гайки и сейчас просто пришло время эти гайки немножко отвернуть обратно и дать возможность прийти к неким компромиссам.


- Для американцев, конечно, это означает шаг назад. Можно сказать, что они пошли на уступки, причем довольно значительные. Они согласились увеличить поставки нефти (мазута – РС) с 500 тысяч тонн до миллиона в год, это очень серьезная помощь режиму, которая обеспечивает ему возможность сохранить себя. Но, с другой стороны, американцы в этой достаточно непростой ситуации сохранили лицо. Они сделали массу ошибок ;партнеры по шестисторонним переговорам, и демократы критиковали республиканскую администрацию за чрезмерную жесткость, которая и привела к тому, что Северная Корея провела ядерные испытания. И вот сейчас администрация Буша решила ради сохранения лица пойти на такой шаг, сделав уступку. Она смогла добиться некоего результата, от которого теперь можно дальше двигаться к свету в конце тоннеля.


XS
SM
MD
LG