Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Евгения Назарец.
Андрей Шароградский : В Нижнем Тагиле продолжается расследование обстоятельств убийств молодых девушек. Тела девушек, которые считались пропавшими без вести, были обнаружены в массовом захоронении. Подозреваемые арестованы, однако следствие движется медленно, а число пропавших без вести на Урале во много раз превышает число найденных тел. С подробностями корреспондент Радио Свобода в Екатеринбурге Евгения Назарец.
Евгения Назарец : Несколько лет назад во втором по величине городе Свердловской области Нижнем Тагиле была зарегистрирована фирма по доставке на дом продуктов и напитков, и стали пропадать молодые женщины. То, что эти факты взаимосвязаны, стало очевидно примерно год назад, когда на заброшенном полигоне в окрестностях города было обнаружено массовое захоронение девушек. Опуская тонкости оперативной работы, прокуратура сообщает лишь, что в связи с этим были задержаны четверо, все родственники. Сейчас мужчины дают показания. Помощник прокурора Олег Понасенко замечает, что журналисты осведомлены о сути дела лучше, чем желательно в интересах продолжающегося расследования.
Олег Понасенко : Возраст самый разнообразный. Я сегодня прямо не могу сказать, что они занимались проституцией. Вот как раз жертвами-то они становились, потому что отказывались заниматься. Все находились в розыске, за исключением двух женщин, которые у нас были иногородними. Были утеряны родственные связи.
Евгения Назарец : На вопросы журналистов о деталях расследования сотрудник прокуратуры имел право не отвечать, но после завершения официальной части десятиминутного брифинга Олегу Понасенко пришлось дать пояснения, хорошо это или плохо для статистики и имиджа следствия - находить давно пропавших без вести людей стразу по 15 человек, но уже мертвыми.
Олег Понасенко : Бытует такое мнение, что завели и забыли. Могу сказать, что по прошлому году следователями прокуратуры по фактам безвестного исчезновения возбуждено 200 уголовных дел. Порядка 30 лиц установлены. В достаточно значительной части лица просто-напросто обнаружены. По остальной части направлена работа.
Евгения Назарец : На днях в областной прокуратуре побывал заведующий кафедрой криминалистики Уральской юридической академии Валерий Карагодин. Практики решили привлечь ученых все к этой же теме - поиск пропавших без вести людей. Раньше аналитики из вуза работали постоянными консультантами в прокуратуре, в судах, в УВД, теперь потребность во взаимодействии возникает по мере возникновения внутренних проблем.
Валерий Карагодин : Их беспокоит тоже, что их ругают. Было указание - отсутствует человек 15 дней, надо возбуждать уголовное дело. Закон требует, чтобы был указ о конкретных преступлениях, которые совершены. В итоге за прошлый год они на возбуждали 34 дела, 26 были вынуждены прекратить, потому что люди нашлись через определенное время.
Евгения Назарец : Профессор Леонид Драпкин к сегодняшнему дню работает на кафедре криминалистики уже 40 лет. Самой кафедре нынче исполнилось 50. Он автор до сих пор широко применяемой теории следственных ситуаций. Один из классических примеров, как ему удалось раскрыть исчезновение, казалось бы, бесследно пропавшего человека, во многом напоминает фабулу нижнетагильского дела о пропаже и убийствах девушек. Леонид Драпкин замечает, что сегодня все меньше шансов привести работоспособную теорию на встречу с практикой.
Леонид Драпкин : Когда я активно работал на кафедре, тогда мы в начале следующего года проверяли наиболее актуальные нераскрытые преступления, и давали рекомендации. Многие из них были раскрыты. Причем, были раскрыты, казалось бы, потому что нам удалось выявить какие-то мелочи.
Евгения Назарец : Леонид Драпкин считает, что можно и нужно предупреждать преступления в криминалистическом смысле, анализируя и принимая во внимание типичные ситуации, в которых они возникают. Нижнетагильские убитые девушки прошли через подставную фирму, которая вместо напитков доставляла клиентам проституток. Жертвы оказались там не по своей воле. Но даже если бы эти факты стали известны до фатальной развязки, законодатель сделал все, чтобы расследовать такое дело было едва ли не сложнее, чем совершенное уже убийство. У профессора Валерия Карагодина есть примеры из жизни.
Валерий Карагодин : Практики у нас полагают, что у нас нет ничего связанного с работорговлей. Есть центр у нас "Екатерина", куда обращаются женщины. Многие подвергаются разной эксплуатации, в том числе и сексуальной. У нас наши органы считают, что нет у нас этого, точно также как они полагают, что нет никакой продажи за границу. Другой разговор, что у нас очень хороший в этом плане закон - нужно прийти лично!
Евгения Назарец : Свердловская областная прокуратура обещает закончить следствие по делу об убийствах девушек в Нижнем Тагиле к лету 2007 года. Это предусматривают и установленные законом сроки. Но в Свердловской области из года в год числятся пропавшими без вести более 2 тысяч человек. Областная прокуратура заявляет, что их количество «планово уменьшается».