Ссылки для упрощенного доступа

Какой будет жизнь в Туркмении при новом президенте


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.



Александр Гостев : Сегодня утром в Туркмении приведен к присяге новый президент. Как и ожидалось, им стал Гурбангулы Бердымухаммедов, временно исполнявший обязанности главы государства. В правительстве покойного Ниязова он был министром здравоохранения, и возглавил страну через несколько часов после смерти Туркмен Баши. Выступая утром перед членами народного совета Туркмении Бердымухаммедов торжественно пообещал выполнить все данные перед выборами обещания и продолжить курс Ниязова. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.



Марьяна Торочешникова : Объявление результатов выборов и инаугурация нового президента Туркмении прошли в один день. Утром стало известно, что исполняющий обязанности главы государства Гурбангулы Бердымухаммедов с большим отрывом обогнал других (всего их было шесть) кандидатов в президенты. По данным Центральной избирательной комиссии по проведению выборов и референдумов в Туркмении кандидатура Бердымухаммедова собрала 89,23 процента голосов. Для сравнения: ближайший его соперник набрал чуть больше трех процентов.


По мнению директора Центра политической Информации Алексея Мухина, организовывая выборы таким образом, Туркмения сознательно пошла на некоторые уступки политическому истеблишменту мирового сообщества.



Алексей Мухин : Туркменская сторона сделала все для того, чтобы выборы были в тех условиях, в которых они сами себе создали, - максимально приближенные к тем образцам, которые от них ждет все-таки Запад в какой-то степени, несмотря на то, что уже, конечно же, ничего не ждет, но, тем не менее, пожелания были высказаны. Они максимально были учтены. Нынешний президент Туркмении победил не с результатом 99,9 процентов, а все-таки порядка 90 процентов, то есть все-таки какое-то альтернативное мнение было высказано. Хотя, конечно же, мы представляем себе, что это просто были технические погрешности при подсчете голосов.


Кроме того, Туркмения постаралась максимально пышно обставить саму церемонию выборов и инаугурации, пригласив на нее большое количество глав или вторых лиц различных государств. Они приехали. А вот здесь мы уже имеем дело со второй частью этой постановки. Дело в том, что фактически все мировое сообщество, особенно страны, активные потребители энергоносителей, заинтересованы в том, чтобы Туркмения учитывала их интерес при распределении этих самых энергоносителей по мировому пространству. Конечно же, у нас существует соглашение на ближайшие 25 лет о выкупе газа, во всяком случае, "Газпромом". Но соглашение можно и пересмотреть. Поэтому в тайне истеблишмент каждого государства лелеет эту мечту о том, что это соглашение будет пересмотрено, в том числе и в его пользу. Отказаться от приглашения приехать на инаугурацию нового туркменского президента означает похоронить эту надежду. Поэтому, в какой-то степени, Туркменистан в стремлении показать, что Туркменистан - часть мирового сообщества, достиг своей цели, сыграв на этом страхе.



Марьяна Торочешникова : Кстати, сам новый президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов сделал сегодня несколько заявлений, касающихся поставок энергоресурсов и внешнеполитического курса страны.


Произнеся слова клятвы на Конституции, поцеловав государственный флаг и получив из рук главы ЦИКа и пяти старейшин, представляющих пять велаятов (областей) страны отличительный знак и удостоверение, президент Бердымухаммедов пообещал выполнить все предвыборные обещания - не поднимать цены на хлеб и бензин, заявил о намерении продолжать дело Туркмен Баши и подчеркнул, что во время его правления Туркмения будет выполнять все взятые на себя обязательства, в том числе по поставкам энергоносителей в Европу и Россию. Кроме того, Бердымухаммедов сказал, что туркменские школы вернутся к 10-летней системе образования, жители страны получат доступ в Интернет и возможность пользоваться мобильной связью.


О новом президенте Туркмении и его первых заявлениях Виктор Нехезин беседовал с экспертом по Средней Азии Аркадием Дубновым.



Аркадий Дубнов: Я думаю, что он искусный царедворец, поскольку может считаться почти, не рекордсменом, но одним из самых долговременных старожилов в ближайшем окружении Ниязова, поскольку с 2001 года он работал вице-премьером. Я это говорю к тому, что он действительно человек достойный, и судя по его обещаниям, он понимает, как трудно жить в этой стране после 15-летнего сумасбродного периода правления. И те меры, которые он обещает предпринять, мне кажется, говорят о том, что он вполне вменяемый, зрелый и, может быть, даже современный политик, работающий в азиатских условиях.



Виктор Нехезин: А вы не могли бы чуть подробнее рассказать, что именно обещает Бердымухаммедов?



Аркадий Дубнов: Он снова повторил самую сногсшибательную для меня новость. Он обещает каждому туркмену доступ к Интернету. Я думаю, что все остальное меркнет по сравнению с этим. Потому что допустить людей к Интернету - значит, дать им свободу, свободу информации. А если дать им свободу в туркменских условиях, это, значит, абсолютно полностью подготовить режим к его самоустранению. Потому что мы вспоминаем гласность, которая была объявлена советским руководством во главе с Горбачевым в конце 80-х, и несмотря на нежелание Горбачева, именно эта гласность, привела к падению коммунистического режима. И я думаю, что если он пойдет так последовательно, то он станет тем самым лидером, который, что называется, пришел для того, чтобы уйти вместе с этим режимом. Хотя я с трудом представляю себе в Туркмении в ближайшие 10-15 лет такого рода события.



Виктор Нехезин: Как вы считаете, есть ли основания думать, что режим Ниязова будет сменен режимом Бердымухаммедова? Вы частично уже начали на этот вопрос отвечать, и тем не менее.



Аркадий Дубнов: Естественно, я согласен, все, что можно сказать о тех, кто станет преемниками, конечно, это будет режим. В конце концов, и у нас в России нынешним режим называют путинским режимом, и с этим трудно спорить. Дело не в терминах. Я думаю, что дело в сути. Конечно, нельзя назвать даже близко к демократическим стандартам проведение выборов в Туркмении. Смешно было смотреть на процедуру инаугурации. Мне она, честно говоря, напомнила объявление смертного приговора и тут же приведение его в действие. То есть объявили его президентом - и тут же инаугурировали, то есть нечего было даже и рассчитывать остальным кандидатам. Дело в том, что ситуация в Туркмении такова, что хуже быть не может. Все, что он будет делать или собирается делать, это в любом случае шаги по подготовке оттепели в этом режиме.



Виктор Нехезин : Наконец, по поводу туркменской оппозиции. Как вы считаете, какие шаги будут оппозиционеры предпринимать? Получат ли они какую-то еще большую поддержку международного сообщества, или же международное сообщество будет как-то пытаться идти на переговоры с новым лидером Туркмении?



Аркадий Дубнов : Когда мы говорим о туркменской оппозиции, надо все-таки говорить - о ком конкретно мы говорим. Сегодня среди этих лидеров, а точнее говоря нескольких человек, живущих за границей, большая разница. Например, стоит почитать очень зрелое интервью представителя Республиканской партии Туркмении Байрама Шахмурадова, это сын сидящего сегодня в тюрьме бывшего туркменского министра иностранных дел Бориса Шахмурадова, так вот он очень точно, на мой взгляд, и адекватно оценил ситуацию. Сегодня задача оппозиции, на его взгляд, не постоянно как бы бить буквально башкой о стол нынешней власти, критиковать ее, а постараться найти пути для диалога с нынешними властями. Потому что трезвый анализ показывает, что никаким другим путем сегодня делу не поможешь.



Марьяна Торочешникова : Сказал эксперт по Средней Азии Аркадий Дубнов в интервью моему коллеге Виктору Нехезину.


А в Туркмении, между тем, начались народные гуляния по случаю избрания нового президента. Ближе к вечеру в Ашхабаде состоится праздничный концерт и фейерверк.



XS
SM
MD
LG