Ссылки для упрощенного доступа

Новое назначение Сергея Иванова: комментарии экспертов Радио Свобода


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспондент Радио Свобода Валентин Барышников, писатель Юлия Латынина, военный эксперт Александр Гольц и политический обозреватель "Новой газеты" Сергей Мулин.



Андрей Шарый: Вечером в четверг президент России Владимир Путин сообщил о том, что он подписал указ о расширении сферы ответственности Сергея Иванова, на которого дополнительно возлагаются обязанности по координации работы не только в ВПК, но и в гражданском секторе. В этой связи повышается статус Иванова до уровня первого заместителя председателя правительства, заявил Путин. Это означает, что в этой ситуации исполнять обязанности министра он уже не сможет, сказал президент. И в этой связи назначил министром обороны России Анатолия Сердюкова, он раньше работал в системе Министерства финансов в качестве главы Федеральной налоговой службы.


В прямом эфире программы Радио Свобода политический эксперт, журналист и писатель Юлия Латынина.


Юлия, с чем вы связываете эти изменения?



Юлия Латынина: Мне кажется, что самое важное - это все-таки не назначение министра обороны первым вице-премьером, а именно снятие его с поста министра обороны. Возможно, я очень сильно ошибаюсь, но все-таки у меня такое впечатление, что Сергей Борисович немножко "достал" Владимира Владимировича, потому что в последнее время, ну, каждый раз его появление на публике было очень ярким и запоминающимся, не важно, что он говорил, там, по поводу "дела Сычева", по поводу "дела Рудакова". Но просто возникало впечатление, наверное, не только у публики, но прежде всего у военных: а вообще, этот человек может руководить Министерством обороны? С другой стороны, поскольку Владимир Владимирович не бросает друзей из-за такой "мелочи", как их профессиональная непригодность, и тем более профессиональная непригодность не является препятствием поста преемника, более того, преемник, по определению, должен быть профессионально непригоден, чтобы занять этот пост, то, как ни странно, вот такая получилась загогулина в стиле Ельцина: с одной стороны, человека убрали от того места, где он явно перерос свою роль по интенции, но, с другой стороны, его назначили на такое место, где он, вполне возможно, сможет стать преемником президента.



Андрей Шарый: Как в этой связи (если, Юлия, посчитать, что ваши умозаключения верные) рассматривать теперь позиции Дмитрия Медведева, другого вице-премьера? Ему теперь лучше или хуже, если он хочет стать президентом России, как вы считаете?



Юлия Латынина: Они остались, как были, все время рассматривали Медведева и Иванова, как двух официально назначенных преемников. Но я все-таки хотела заметить, что у нас на самом деле нет идеи преемника, у нас есть такая штука, которая называется преемник. Это пост, который занимает Медведев и Иванов, как занимали, так и занимают. Это такой политический инструмент, с помощью которого решаются насущные, текущие проблемы. Например, с помощью этого инструмента можно удалить неугодного Устинова, который не принимает тезиса об официальном преемнике. То есть, еще раз подчеркиваю мою мысль, что пост преемника - это не обязательно значит, что в России будет преемник или этот преемник, или именно этот преемник, это способ решить текущие политические проблемы.



Андрей Шарый: В прямом эфире Лондон, Александр Гольц, московский военный эксперт, сейчас в командировке в Великобритании.


Александр, на ваш взгляд, смещение Иванова с поста министра обороны, назначение его первым вице-премьером - это повышение для него политическое или это не повышение, как считает Юлия Латынина?



Александр Гольц: Я думаю, что это некий новый шанс для Иванова, потому что наконец стало ясно, что с должности министра обороны популярности не очень наберешь. Не без участия Сергея Борисовича Иванова наша армия находится в том положении, в каком она находится, и поэтому очень трудно рассчитывать, что человек получит популярность в этих условиях. Вот и было принято такое странное решение.



Андрей Шарый: Значит, вы тоже считаете, что шансы Иванова стать преемником президента не увеличились сегодня?



Александр Гольц: Ну, может быть, теперь его подключат к какой-нибудь пиар-кампании, он у нас будет отвечать за полет космонавтов на Луну или за что-нибудь еще.



Андрей Шарый: Александр, как реально изменилось положение в Вооруженных силах за то время, пока ими руководил Сергей Иванов?



Александр Гольц: У нас действительно вырос военный бюджет, в результате чего военному руководству удалось сохранить советскую нереформированную армию, которая разлагается в настоящее время.



Андрей Шарый: Теперь давайте пару минут поговорим о новом министре обороны Анатолии Сердюкове. Валентин Барышников рядом со мной в студии, он скажет нам пару слов о том, что удалось узнать о новом министре.



Валентин Барышников: Анатолию Сердюкову 45 лет. Он родился Краснодарском крае, но в дальнейшем вся его карьера был связана с Петербургом. Он учился в Ленинграде, в Петербурге. По образованию он экономист, юрист. В середине 90-х работал в торговле в Петербурге, с 2000 года - в налоговых органах города. С 2004 года он возглавлял налоговое ведомство России - сначала Министерство по налогам и сборам, а затем Федеральную налоговую службу. Известно, что летом 2005 года Сердюков сообщил об "эффекте ЮКОСа", связав с делом налоговой кампании перевыполнение плана по сбору налогов. Тогда, по словам Сердюкова, после проверки ЮКОСа практически все нефтяные компании уточнили свои цифры по уплате налогов и стали платить достаточно большие суммы в бюджет. Некоторые СМИ отмечали при этом, что именно налоговые службы играли ведущую роль в преследовании ЮКОСа. И, Андрей, информация о перестановках появилась лишь час назад, у меня было не очень много времени на поиск информации о Сердюкове, но надо сказать, что я не обнаружил никаких свидетельств того, что Сердюков когда-нибудь занимался военной тематикой.



Андрей Шарый: Спасибо! Но вполне может быть, что это и техническое назначение, все-таки учитывая начало предвыборной кампании и то, что и президент будет новый в стране, очевидно, и эта должность, может быть, и не останется так долго в ведении Сердюкова.


Сергей Мулин, политический обозреватель "Новой газеты" из Москвы в эфире Радио Свобода.


Сергей, мы пытаемся каким-то образом понять, что происходит в верхах российской политики сегодня, кремлевской жизни. Некоторые обозреватели считают, на удивление мое, скажем, что это вовсе не политическое повышение Иванова. А вы как думаете?



Сергей Мулин: Это, безусловно, уравнивание его шансов с Дмитрием Медведевым, и это полностью встраивается в ту концепцию, которую проговорил президент во время своей последней пресс-конференции, а именно, что нашу страну ждет выбор свободный - из двух кандидатов. Только он не договорил о том, что это будут два кандидата Кремля.



Андрей Шарый: Значит, вы считаете, что теперь политическую борьбу будет вести сложнее Дмитрию Медведеву, а Иванову будет вести ее легче, просто у них будут разные позиции?



Сергей Мулин: Мне изначально казалось, что у Сергея Иванова больше шансов быть преемником Кремля, чем у Дмитрия Медведева. Просто сейчас его, что называется, "разогревают" уже перед решающей схваткой. До этого он был в тени, а вот с помощью последней встречи в Мюнхене, где президент фактически закрыл своим телом Сергея Иванова, который обычно отвечал за это мероприятие, где взял на себя, так сказать, роль "злого следователя" и оставил роль "доброго следователя" Иванову, мы увидим новое лицо нашего бывшего министра уже обороны.



Андрей Шарый: Сергей, а вы понимаете, изнутри как будет организована эта кампания? Вот два политика, сидящих в Кремле в разных кабинетах, ну, или не в Кремле, на Старой площади, удаленных друг от друга, у каждого из них будет своя команда, они как-то общаются с Владимиром Путиным и каждый из них старается больше ему понравиться. Или здесь есть какие-то другие законы?



Сергей Мулин: Я думаю, что задача ставится - понравиться не Владимиру Путину, а понравиться задача будет российскому обществу. Президенту, мне кажется, довольно безразлично, кто из этих двух претендентов станет его наследником. Важно, кем будет он, и насколько под его контролем будет находиться эта структура. Не случайно он на пресс-конференции сказал, что будет выстроена такая система, когда все ветви власти будут прижаты друг к другу, фактически к стволу, и этот ствол будет гарантировать преемственность курса.



Андрей Шарый: Вы сказали бы, что сегодня в стране официально, окончательно фактически началась кампания по выборам президента России, уже теперь все понятно?



Сергей Мулин: Ну да. Тем более что послезавтра начинается новый астрологический год по восточному гороскопу, ну вот оно и будет.



Андрей Шарый: Поэтому гадать нам всем будет значительно легче. Спасибо!


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG