Ссылки для упрощенного доступа

Мужчина и женщина. Масленичные развлечения


Тамара Ляленкова: В сегодняшней программе речь пойдет о масленице, точнее, о масленичных развлечениях, которые сегодня возрождают с необыкновенным пылом и старанием. Правда, то, что на взгляд современного человека выглядит пустой забавой, веселым времяпровождением, для носителя традиционной культуры имело важное значение. По той простой причине, что вплоть до XIV века на Руси новый год наступал именно с наступлением весны, и праздник масленицы знаменовал активное пробуждение всех репродуктивных сил, природных и человеческих.


Каким именно образом эти силы побуждались к действию, я попросила рассказать старшего научного сотрудника Института славяноведения Российской Академии наук Елену Левкиевскую.



Елена Левкиевская: Масленица была периодом, когда действовал особый кодекс масленичного поведения, который распространялся на всех членов общества без исключения. В этом действии не принимали участие или совсем уже старенькие, или больные. Потому что Масленица была очень важным аспектом, подчеркивавшим социальную общность людей, которые совершали одни и те же обрядовые действия, участвовали в ритуальном веселье и тем самым образовывали единый социум, единую общность. Во-первых, огромное количество всевозможного движения и хождение в гости друг к другу, и дарение друг другу подарков, и угощение друг друга масленичной едой. Хороводы водились как можно длиннее, от одного конца села до другого. Также из конца в конец села устраивались наперегонки гонки на тройках, на лошадях.


Устраивались особые масленичные качели, на которых качалась молодежь, которая выбирала себе на этих качелях, соответственно, брачную пару. Специально на Масленицу устанавливались качели, очень высокие, с широкой доской. И парень с девушкой становились по разным краям этой доски и раскачивались как можно выше - опять-таки для того, чтобы сподвигнуть землю к плодоношению и, соответственно, показать собственную удаль, собственную зрелость и собственную физическую готовность к браку. Это качание на качелях имело откровенно эротический характер, про это, кстати, существовала очень много различных пословиц. В частности, говорилось: "Как не отнекивайся, девушка, а на масленичных качелях с пареньком покачаешься". Девушки не имели права отказаться от этого, иначе им грозила репутация социального изгоя или социального маргинала. Кроме этого, община очень следила за теми, кто уклонялся от вступления в брак. Именно на Масленицу падает такое символическое наказание, называлось "тягать (или тянуть) колодку". Собирались на Масленицу замужние женщины, ловили молодого человека и привязывали к его ноге тяжелую колоду, деревянную, и заставляли его эту колоду тянуть. И в то же время именно на Масленицу падало ритуальное действо, которое подразумевало включение в общину новых супружеских пар, которые сложились за текущий год. Это были смотрины молодых. Молодые выезжали в собственных санях и вынуждены были всем встречным кланяться низко, и все в этот день могли заставить их выполнять все, что заблагорассудится. И молодые не имели права отказаться. Они должны были прилюдно целоваться, их можно было повалить в снег и напихать им снега за шиворот, по их адресу отпускались соленые шутки, и они были вынуждены это терпеть. Это было инициацией, включением новой семейной пары в общественную жизнь, признанием обществом их нового семейного статуса.


После такого зимнего, апатичного, неподвижного существования, когда природа погружалась в сон и, соответственно, социальная жизнь погружалась в неподвижность, Масленица - как граница сезонов - знаменовала собой оживление социальной жизни, в том числе и переход к составлению новых брачных пар той молодежи, которая подросла за зимний период и была уже готова к браку. Парни и девушки были взаимно заинтересованы в знакомстве друг с другом и в выборе брачного партнера. И подобного рода выбор очень часто происходил на горках, на которых катались на санках, на ледяных скамейках, на рогожах, на всем, что подвернется под руку, в том числе на донцах прялок.


Когда в первый день происходила встреча Масленицы, прежде всего начинали кататься девушки. Девушки катались, как правило, на донцах прялок. И по тому, насколько далеко уехала девушка с горки, судили, как далеко она выйдет замуж от дома. После девушек начинали кататься женщины, замужние женщины, что тоже несло в себе некий магический элемент. Потому что женщины тоже старались уехать как можно дальше, но они уже катались на "долгий лен", чтобы был лен как можно более высокий и более выгодный для ткачества. И уже после этого начинали кататься все желающие. Парни на санях катались с девушками, при этом допускалась гораздо большая свобода сексуального поведения, и парни могли посадить девушек к себе на колени и таким образом вместе съехать на санках. Если спуск проходил удачно, и сани не опрокидывались - парень имел право поцеловать девушку. Но если сани опрокидывались в снег, он такое право утрачивал. И по канонам сельского этикета парень мог съехать с горки с одной девушкой не больше трех раз. Соответственно, парни приносили на гору сладости, орешки, девушки приносили блины, и они обменивались угощением, и таким образом устанавливался больший контакт.



Тамара Ляленкова: По части развлечений Масленица была, действительно, одним из самых широких праздников. Безудержное веселье подкреплялось хмельными напитками и обжорством, сопровождалось экстремальным, как мы сейчас сказали бы, катанием с ледяных гор и кулачными боями. Однако это только внешняя сторона праздника. Смысл масленичных забав, по мнению старшего научного сотрудника Института этнологии и антропологии Российской Академии наук Игоря Морозова, заключался в обновлении родственных связей.



Игорь Морозов: В большинстве традиций масленичные развлечения связаны с обновлением родовых связей. То есть родственники ездят друг к другу в гости - это перегащивание. Молодежь устраивает такие поезда, как правило, парни сажают своих девушек, и вот эти поезда иногда растягивались на километр длиной, это огромная вереница, которая объезжала все окрестности. Вот они подъезжали к горке, сходили с саней и начинали пляски. Часто каждая деревня образовывала своей круг, гуляющие переходили от круга к кругу, могли общаться, смотреть, как одеты девушки, знакомиться с кем-то, общаться. Поплясав, поиграв в какие-то хороводы, они опять рассаживаются по саням и едут в соседнюю деревню. Скажем, южная традиция масленичных гуляний часто связана с ряженьем. Водят ряженого коня, кобылу. Это иногда огромнейшее животное, конструкцию несут на руках, иногда его ставят на сани. Вокруг него - толпа ряженых. Часто проделываются действия, которые можно трактовать как осознание его мужской силы, скажем, под него подталкивают девушек, при этом смеются, что девушка сквозь коня прошла, или кобыла от кого-то рожает - бывает и такая символика.


И вот эти обходы как с кобылкой, так и объезды на санях, масленичные, они связаны с обменом между разными сообществами. Поскольку в каждом селе есть своя масленичная горка, вокруг которой идет пляска, гулянье, кулачные бои... Это нечто вроде сражения гладиаторов. Для этого выбиралась специальная площадка, чаще всего на льду. В это был некий комический элемент, потому что на льду боец себя чувствует не всегда комфортно, он может поскользнуться, и это делает сражение несколько утрированным, театральным. И, соответственно, народ стоит по берегам, это как бы огромная арена, и по этой арене несутся сражающиеся участники, сотни участников. И это действительно было коллективное действо, во многом театральное действо, потому что оно ограничивалось массой всяких правил. Совершается такая коммуникация, заново обновляются связи родовые и социальные между членами этого сообщества. Это один из важных смыслов Масленицы.


И конечно, сжигание Масленицы есть далеко не во всех традициях. Там, где оно есть, оно связано тоже с очень разными смыслами. Иногда это старые вещи сжигаются, причем, как правило, собираются детьми и вывозятся в определенное место, иногда это центр села или за пределами села, на дороге часто, у реки или на льду реки. Вокруг водят специальные хороводы со специальными песнями. Есть специальные игры, которые у нас ассоциируются с Иваном Купалой, когда прыгают через кострище, через огонь пары, но часто это совершают на масленицу, после сжигания костра. Либо пляшут на этом кострище, развеивая пепел. Если это у масленичной горы, с которой катаются, то тогда обязательно надо через него всем проехать на санях. То есть клубы дыма, искры - опять это значение продуцирующее.


В некоторых традициях Масленица персонифицирована. Либо это человек, ряженый, витебская традиция: изготовляют чучело, называется оно либо "дед" или "Сидор". Иногда у него есть супруга "Сидориха". Сначала их сажают на лавку, с ними разговаривают, вокруг них пляшут, их как бы угощают символически. Отпускают всякие шуточки, когда изготавливают эти чучела, причем чаще всего у них предусмотрены все атрибуты, мужские и женские, то есть считается, что они муж и жена. Они проживают масленичный цикл, их угощают, регулярно посещают, выносят на улицу, вокруг них пляска идет, опять-таки часто неприличные песни поют. А в конце масленицы они умирают или он умирает, допустим, а Сидориха его оплакивает: "Сидор умер..."



Тамара Ляленкова: Итак, в отличие от современного, традиционное общество регулировало свои демографические возможности с помощью праздничных развлечений, игры. И, возможно, масленичные забавы, восстановленные по форме, со временем приобретут и прежнее, вполне практическое содержание.


XS
SM
MD
LG