Программу ведет Виктор Нехезин . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Вероника Боде .
Виктор Нехезин : 20 лет назад, в 1987 году был создан Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) - первая в стране организация, которая начала заниматься массовыми опросами населения. Коллектив ученых, стоявший у истоков ВЦИОМа и, по сути, создавший этот бренд, сейчас работает под другим названием - Аналитический Левада-центр. Тему продолжит моя коллега корреспондент Радио Свобода Вероника Боде.
Вероника Боде : ВЦИОМ возник еще в Советском Союзе на волне перестройки. В 1987 году он был создан по постановлению ЦК КПСС. Перед центром ставились социально-экономические задачи. Властям понадобилась обратная связь с населением через массовые опросы, как один из механизмов ускорения (было тогда очень популярно это слово). Возглавить ВЦИОМ пригласили академика, народного депутата Татьяну Заславскую, а заместителем директора стал один из основоположников российской социологии, доктор философских наук Борис Грушин. Вот что вспоминает о том времени Татьяна Заславская, ныне сопрезидент Междицисплинарного академического центра социальных наук.
Татьяна Заславская: Нашим первым таким крупным исследованием было исследование, посвященное советскому человеку. Конечно, ВЦИОМ далеко не ограничивался тем, чтобы только узнавать мнение людей. Тоже самое исследование "советский простой человек" все-таки глубокое - там и ценности выясняются людей, и мотивация их.
У ВЦИОМа было два крупных направления. Одно - социально политическое, вся палитра социально-политических проблем. Это и симпатии к отдельным лицам, к отдельным партиям, взгляды. Но в центре все-таки находились реформы, конечно. Ведь это же время какое? Время реформ. А реформы самые крутые были экономические. Но поскольку общественное мнение - это люди, то, конечно, любая экономика становилась социальной экономикой.
Кроме того, надо сказать, что с первых дней существования ВЦИОМа им очень заинтересовались центры изучения общественного мнения зарубежных стран. В значительной степени все-таки нашему существованию помогали международные исследования, когда мы представляли Россию. Но если говорить об условиях нашего существования, то они были, конечно, необычайно тяжелыми. Мы пришли в глубочайшее противоречие с ВЦСПС, провели исследования и отношения к профсоюзам, и очень серьезная критика была высказана в их адрес. Разразился страшный скандал. На мен набросились просто, можно сказать, в базарной форме: "Академиком еще себя называет! Ничего в профсоюзах не понимает!" В то же время это ведь было еще не рыночное время. Значит, мы должны были получать заказы не от кого иного, как от ВЦСПС.
Вероника Боде: Юрий Левада, доктор философии, выдающийся ученых социолог, в советское время долго находившийся в опале, пришел во ВЦИОМ в 1988 году вместе со своей командой, в которой были такие ученые, как Лев Гудков, Борис Дубин, Леонид Седов, Алексей Левинсон, Александр Голов, Наталья Зоркая. Четыре года спустя Левада стал директором центра и руководил им вплоть до 2003 года. Именно тогда российские власти захотели сменить руководство центра под предлогом его приватизации. В результате практически все сотрудники центра уволились вслед за своим руководителем и создали Аналитическую службу под названием ВЦИОМ-А. Но и это имя у них вскоре отобрали через суд. Тогда организация стала называться Аналитическим Левада-центром и это название носит по сей день. В старом же ВЦИОМе осталось все, кроме сотрудников - помещение, мебель, оборудование, журнал-мониторинг общественного мнения и даже многие наработки. А штат там набрали новый под руководством нового директора.
По свидетельству Льва Гудкова, который возглавил организацию Левада-центр после смерти Юрия Левады, в 2003 году у властей тогда было много оснований для недовольства тем, что делали социологи.
Лев Гудков: Это был предвыборный год, когда начиналась зачистка информационного и политического пространства, и такой центр - независимый - вызывал сильнейшее раздражение. Непосредственным поводом, насколько я понимаю, было зафиксированное нами падение рейтинга «Единой России». А второе - это то, что мы постоянно давали данные об отношениях к чеченской войне. Отношение было крайне негативным.
Вероника Боде : Лев Гудков уверен, что 20-летний юбилей в этом году отмечает именно Левада-центр, а не та организация, которая продолжает носить имя Всероссийского центра изучения общественного мнения. Первый директор ВЦИОМа академик Татьяна Заславская полностью согласна в этом вопросе со Львом Гудковым.
Татьяна Заславская: Левада-центр - это все те люди, которые работали во ВЦИОМе, это журнал, это архив, все проведенные исследования. Все то, что называется сегодня ВЦИОМом, это, по существу, самозванство. Это просто украденный бренд. ВЦИОМ к моменту, когда произошел вот этот захват его, он уже имел великолепный бренд мирового класса.
Вероника Боде : Сейчас Аналитический Левада-центр продолжает работать по многим направлениям, намеченным за 20 лет существования коллектива. Лев Гудков:
Лев Гудков: Главный наш тип исследований - это мониторинг общественных и экономических перемен. Это наши регулярные замеры политических и социальных настроений. У нас очень много интересных просто тематических таких, проблемных проектов - это по гражданскому обществу, это по демократии, это по отношению к Западу, это молодежь и ее проблемы, национальные отношения, ксенофобия, читательская культура, скажем. Мы проводим порядка 130 исследований в год.
Вероника Боде: А вот как оценивает работу Аналитического Левада-центра независимый депутат Государственной Думы России Владимир Рыжков.
Владимир Рыжков: Левада-центр, безусловно, наиболее авторитетный социологический центр в России. Левада-центр всегда по многим вопросам был первопроходцем. Именно он на протяжении этих двух десятилетий создавал сами методики исследования общественного мнения в России. И второе достоинство и отличие Левада-центра заключается в том, что он всегда отличался последовательной независимостью как от группа интересов, так и от органов власти. Поэтому я от имени всего гражданского общества России, от имени всех политиков, которые ведут честную борьбу, поздравляю сотрудников Левада-центра с этим прекрасным юбилеем.
Мы недавно пережили огромную утрату. От нас ушел Юрий Александрович Левада. Но я хочу выразить надежду и уверенность в том, что Левада-центр был, есть и всегда будет лидером социологической мысли, социологических исследований в нашей стране.
Вероника Боде: Говорил независимый депутат Государственной Думы Владимир Рыжков.
20 лет работы научного коллектива, который возглавляла сначала Татьяна Заславская, затем Юрий Левада, а теперь Лев Гудков - это, конечно, целая эпоха в развитии российской социологии. Какой станет дальнейшая судьба этой науки в России, насколько нужна будет она российским властям и какая именно - льстивая или беспристрастная? - покажет время. А пока мы поздравляем Левада-центр с 20-летием.