Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. 20 лет назад вышел в свет фотоальбом «Цветы среди цветов»


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ирина Петерс.



Кирилл Кобрин : 20 лет назад в Советском Союзе вышел в свет фотоальбом «Цветы среди цветов». В нем автор, известный литовский фотохудожник Римантас Дихавичюс, впервые в СССР легально опубликовал фотографии обнаженных натурщиц. С Римантасом Дихавичюсом, который отмечает свое 70-летие, побеседовала корреспондент Радио Свобода в Литве Ирина Петерс.



Ирина Петерс : Римантас Дихавичюс, имеющий, наверное, все возможные для фотохудожника титулы, награды, премии, заснявший на пленку в поисках сути женской красоты массу натурщиц, утверждает, что она - эта красота - все равно и всегда ускользает. Этот подчеркнуто скромный человек с философским складом мысли даже опасается за её судьбу - не она, говорит он, спасет мир, а мы сегодня должны спасать красоту.


Лиричный, деликатный, признанно стильный фотомастер не приемлет сегодняшней, как он выразился, эксплуатации женского образа в искусстве. А 20 лет назад он не задумывался о перспективах, просто делал поэтичные, высококлассные фото, удивлявшие иностранных экспертов: откуда мог появиться этот класс в стране, где фотографии в стиле ню были 70 лет под запретом?


На международной книжной ярмарке в Москве в 1987 альбом Дихавичюса «Цветы среди цветов» произвел эффект разорвавшейся бомбы. Вот как он сам вспоминает об этом:



Римантас Дихавичюс : Была тотальная цензура. Эта тема была запрещена, и ни одна западная книга такая не попала, ни одна. И вдруг - на советском стенде, на литовском… На обложке портрет такой, профиль безобидный. Потом эту книгу даже забрали вовнутрь. Потому что стенд снесли бы посетители. Было много заказов, китайцы захотели «хотя бы» миллион экземпляров для узкого круга специалистов - купить. Мы были старшим братом тогда для них, и если старший брат позволяет…



Ирина Петерс : Ревнители строгих нравов нападали на Вас?



Римантас Дихавичюс : Нет. Тогда это было окно в Европу прорублено. Просто было удивление, не до критики. Может быть потому, что цельная книга: вроде бы одним летом прекрасным ты там где-то бегал по пескам, увидел красоту и запечатлел, одним дыханием вроде бы сделано. На самом деле я над ней очень долго работал, многие годы. Сам делал фотографии, сам печатал, сам макет делал, сам текст написал.



Ирина Петерс : Не жалко ли, что джина из бутылки тогда выпустили?



Римантас Дихавичюс : Судьбой было «подброшено», что вроде бы я первый. Но если б я этого не сделал, через месяц, через полгода, позже все бы это началось. Ты - сам себе главный цензор, и в моральном отношении, и в формальном. Чем дальше, тем я больше женщину ценю. Мудрость её, жертвенность: отдает себя этой нити, которая идет из бесконечности в бесконечность. Эта идея святая для того, кто её осознает, а кто слепой - ну, что с него спросить? Сейчас, к сожалению, такой нахальный, вульгарный поток: из святого делается примитивный товар. Каждый эту идею тормошит. Потрошит, во, потрошит - слово хорошее.



Ирина Петерс : Говорит знаток творчества Дихавичюса, искусствовед Татьяна Ясинская.



Татьяна Ясинская : Я бы назвала то, что он делает, таким высочайшего класса культурным сопротивлением. Потребительской культуре. Настаивает на том, что, если человека что-то должно окружать, то это должно быть так же гармонично, так же некичливо, как в природе это происходит. Это первый - черно-белый - альбом, посвященный красоте женского тела. «Цветы среди цветов» - это расцветающие женские создания. Римас рассказывал, что сам он боялся дышать, как говорится, когда это делал. И это отношение автора, оно, безусловно, есть в фотографиях. В них нет ни йоты порочности, в них нет пошлости.


Вроде бы занимается модными вещами - ну что сегодня вообще моднее женского тела? Кажется, ну, прямо сырок не продашь творожный без того, чтобы его какая-нибудь красотка, полуголая непременно, не рекламировала. Вот это оскорбительно. И Римантас, как может, отстаивает рейтинг высокой культуры. Когда царствует китч - вот этот его замысел: гимн женщине, гимн красоте. Он до сих пор считает, что женщины - это «не люди, это другие создания».



Ирина Петерс : Профессиональный живописец, книжный график, редактор, литератор - Римантас Дихавичюс не должен был, кажется, успеть дорасти до всего этого по тяжелейшему началу жизни. Маленьким мальчиком вместе с родителями в сталинское время он был, среди тысяч литовцев, выслан в Сибирь. Потерявший мать, оказавшийся в спецзаведении для детей «врагов народа", Римантас не ожесточился, напротив, во всем и во всех искал и ищет красоту.



Римантас Дихавичюс : Сегодня надо спасать саму красоту, она не востребована. Этим надо дорожить, это надо передать другим. Вот тогда красота начинает спасать. Этот идеал рассыпан в людях.



Ирина Петерс : Последний, роскошный, альбом женских актов Дихавичюса - «Видения» - с восторгом и уважением принятый недавно на Франкфуртской книжной ярмарке, стал и последней его работой в этом жанре.



Римантас Дихавичюс : Хочу из этой сферы выйти. Сейчас рисую, соскучился по краскам, по кистям. Всегда я искал просто выразительные лица. Каждый человек - это загадка.



XS
SM
MD
LG