Ссылки для упрощенного доступа

Обвал котировок на мировых биржах


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Кирилл Кобрин.



Андрей Шароградский : На мировых рынках - резкое падение курса акций; как говорят эксперты - самое значительное и стремительное за последние годы. Вчера резко пошли вниз биржевые курсы в Китае, затем - в США и Европе, сегодня утром падение продолжилось на большинстве азиатских рынков, а также в Европе и в России. Мнения специалистов расходятся. Некоторые считают, что это только, так сказать, коррекция слишком высоких темпов роста стоимости акций, другие же говорят о начале долгосрочного спада. Тему продолжит Кирилл Кобрин.



Кирилл Кобрин : Сегодняшние торги на азиатских рынках не опровергли и не подтвердили ни один из прогнозов. В Китае на Шанхайской бирже стоимость акций выросла, хотя сразу после открытия там продолжилось вчерашнее падение. По оценкам западных специалистов, состояние китайской экономики не предвещает серьезных потрясений. А вот на других азиатских рынках падение продолжилось. Японский индекс Никкей потерял еще почти 3 процента, на торгах в Малайзии акции подешевели на 6 процентов, в Гонконге - на 2,9 процента, в Индии - на 2,3. На Тайване биржу сегодня просто закрыли. Сторонники «катастрофического сценария» указывают именно на эти показатели. Впрочем, власти азиатских стран советуют не впадать в панику. Говорит представитель японского правительства Ясухиса Шиодзаки:



Ясухиса Шиодзаки : В целом, японская экономика продолжает восстанавливаться, и ее корпоративный сектор по-прежнему здоров. Мы внимательно наблюдаем за изменением цен на биржах в свете глобальных процессов.



Кирилл Кобрин : Сказал представитель японского правительства.


Пессимистические прогнозы подтверждаются и результатами торгов на европейских биржах. Там потери не так велики, как в Азии и США, но, тем не менее, ситуация явно приобретает глобальный характер.


А началось резкое падение котировок акции вчера в Китае. Индексы фондового рынка КНР упали во вторник на 9 процентов - это самые значительные потери за последние десять лет. В 1997 году подобная ситуация возникла из-за слухов о кончине «отца китайских реформ» Дэн Сяопина. На этот раз эксперты единодушно утверждают, что причиной был так называемый «перегрев» китайского рынка акций, переросший в настоящую лихорадку. Правительство КНР, по слухам, намеревалось ввести некоторые ограничительные меры. И вот эти ожидания спровоцировали резкое падение индекса Шанхайской биржи.


Вслед за китайскими акциями упали и американские. Индекс Доу Джонса потерял 3,3 процента. Это самое значительное падение за последние пять с лишним лет, с терактов 11 сентября 2001 года. Индекс высоких технологий Насдак снизился на 4 процента. На торги сегодняшнего дня эксперты тоже смотрят довольно пессимистически.


О перспективах ситуации на мировых и американских биржах наш корреспондент в Нью-Йорке Юрий Жигалкин побеседовал с президентом Фонда Экономического Образования Ричардом Эбелингом:



Ричард Эбелинг: Я бы не спешил с выводами. Падение, даже значительное, то есть, коррекция - нормальное свойство здорового рынка. Оно может продолжаться день-два, неделю, месяц, затем движение акций вверх возобновляется. Это падение действительно крупное, оно произошло после необычно долгого и стабильного девятимесячного подъема акций, и потому оно так заметно. Но сейчас никто не может сказать, представляет ли оно собой случайное отклонение в рамках тенденции к подъему или это начало новой тенденции.



Юрий Жигалкин: Профессор, а есть ли, так сказать, объективные предпосылки для масштабного сотрясения рынков и глобальной экономики?



Ричард Эбелинг: Я лично убежден в том, что экономические решения, принимаемые американским, европейскими и китайскими властями, исходя из того, что они считают национальными интересами, подготавливают сцену для масштабной коррекции рынков в разных странах. Если эти коррекции совпадут во времени, они могут серьезно отразиться на всеобщем преуспевании. Самое главное то, что центральные банки, выделяя дешевые, а в Европе бесплатные за вычетом инфляции кредиты стимулировали чрезмерный рост и экономики, и курсов акций, и стоимости недвижимости.


Например, Европейский Центральный банк повышает в последние годы денежную массу, находящуюся в обороте, на 9 процентов в год. Но за таким ростом, притоком денег должна последовать инфляция. Американский федеральный резервный банк официально предупреждает об опасности инфляции и о своей готовности борьбы с нею путем повышения кредитных ставок, что, скорее всего, повлечет значительную коррекцию или серию коррекций на финансовых рынках. Я не знаю, стали ли мы во вторник свидетелем этой масштабной глобальной коррекции, но она неизбежна.



Кирилл Кобрин : С Ричардом Эбелингом беседовал наш корреспондент Юрий Жигалкин. Это мнение американского эксперта. А вот, что считает известный российский экономист, научный руководитель Высшей Школы Экономики Евгений Ясин:



Евгений Ясин: Дело в том, что сегодня Китай и США - это как бы две стороны штанги, они тесно связаны. Китай экспортирует в Америку продукцию, произведенную по американским лицензиям, обратно идут доллары, доллары вкладываются в американские ценные бумаги. И эта некая ось, довольно хлипкая, надо сказать, в значительной степени определяет развитие мировой экономики. Поэтому то, что сегодня будет происходить в Китае, это будет откликаться и в США. Это непривычно, раньше этого не было, но сегодня это так.



Кирилл Кобрин : Мнение известного российского экономиста Евгения Ясина.


Между тем, российские рынки сегодня продолжили падение - вслед за мировыми. Индекс РТС к полудню потерял более 2,5 процентов по сравнению с открытием, а индекс ММВБ - чуть меньше 2,5. Мнение российского экономиста, руководителя компании экспертного консультирования "Неокон" Михаила Хазина.



Михаил Хазин : Любое падение внешних рынков неминуемо вызывает падение на российском. Вообще говоря, у России нет самостоятельного фондового рынка в том смысле, что основные капиталы на этом рынка - западные. Даже те, которые формально могут считаться российскими, на самом деле, приходят к нам из оффшоров. Подавляющее большинство компаний, которые торгуются на этих рынках, являются оффшорными компаниями, то есть формально не российскими. В этом смысле падение внешних рынков неминуемо вызывает падение на российском рынке и сильно. Плюс к этому надо добавить, что Центральный банк и Министерство финансов держат, как это было в 1996-1998 годах, завышенный курс. В этом смысле под нашим фондовым рынком лежит довольно значительный потенциал падения, хотя бы в качестве компенсации высокой инфляции последних трех лет. И в этой ситуации совершенно очевидно, что любой внешний повод будет воспринят, как команда, что надо падать. Вопрос о том - насколько упадет рынок? - будет зависеть исключительно от того, когда иностранные участники решат, что можно попытаться вновь его поднять и получить какую-то прибыль.



Кирилл Кобрин : Мнение известного российского экономиста Михаила Хазина.



XS
SM
MD
LG