Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие писатель Юрий Болдырев.
Дмитрий Морозов: Что думает о налоговой амнистии Юрий Болдырев, в прошлом - известный политик, заместитель председателя Счетной палаты, а ныне - писатель, публицист, автор серии книг «Русское чудо - секреты экономической отсталости»? Насколько широко воспользуются этой возможностью россияне? И вообще - нужна ли налоговая амнистия России?
Юрий Болдырев: Если сейчас сказать, что она не нужна, то это значит вызвать сразу беду какого-то количества людей, которые на нее, может быть, рассчитывали. Тем не менее есть разные вещи. Одно дело, надо ли третировать и прессинговать старушку, которая сдает какую-нибудь свою квартиру, чтобы как-то более-менее нормально жить? Конечно, не надо прессинговать, и ей не нужна никакая налоговая амнистия. И другая ситуация, когда люди зарабатывают многие-многие миллионы и уклоняют от налогов. Возникает вопрос: почему их надо вдруг прощать? При этом я не утверждаю, что их не надо прощать. Но логика прощения должна быть такова. Предположим, был какой-то несправедливый режим, мы меняем режим и одноразово делаем амнистию для тех, кто не соблюдал закон, но действовал, как мы считаем, справедливо. Но у нас-то ничего подобного не происходит. У нас всякого рода амнистии, в том числе и налоговые, проходят в некоторой степени периодически, и нет ни малейших оснований считать, что эта налоговая амнистия будет последней, через 5, 10 лет опять ее можно будет обоснованно провести.
Я, честно говоря, рассматриваю этот шаг, скорее, как шаг даже не позволяющий кому-то что-то вытащить на свет, все, кому надо, знают, как это сделать и так, а просто шаг такой популистский, в общем, мне кажется, не несущий никакого реального экономического и социального содержания.
Вот дело Центробанка - банкира Френкеля заставило многих обратить внимание на одну существенную деталь, что в нашей стране есть проблема обналичивания, но нет проблемы отмывания преступно нажитых денег по той простой причине, что за наличные у нас можно купить все, включая заводы, газеты и пароходы. Если бы мы жили в ситуации, когда для решения каких-то жизненно важных проблем нужно обязательно иметь безналичные деньги, так называемые "отмытые деньги", ситуация, когда есть действительно реальный какой-то социальный контроль в обществе, конечно, многие хотели бы какую-то часть денег, может быть, нажитых раньше без уплаты налога, что называется, отмыть и для этого готовы были даже заплатить 13%. Но у нас не та ситуация. Я даже не знаю ни одного человека, у которого конкретно есть такая проблема.
Я полагаю, что в нынешних условиях это не может быть массовым явлением по той причине, что для этого нет ни моральных оснований… моральных - с точки зрения всеобщих представлений о том, каков наш режим, насколько он справедлив, насколько коррупцией затронуты только низы или и верхи тоже. Моральных оснований для такого шага у гражданина нет, а оснований экономических, в общем, тоже особенно не видно. Поэтому, конечно, кто-то этим воспользуется, но, как массовое явление, я в наших условиях это себе не представляю.