Ссылки для упрощенного доступа

Скандал в Русской Православной Церкви


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Игорь Телин.



Андрей Шароградский : В Русской Православной Церкви разразился скандал, связанный с публикацией открытого письма епископа Анадырского и Чукотского Диомида ко всем православным. Епископ обвинил церковь в "еретическом учении экуменизма", "духовном соглашательстве, подчиняющем церковную власть мирской" и в других нарушениях церковных канонов. Тему продолжит корреспондент Радио Свобода Игорь Телин.



Игорь Телин : В своем письме епископ Диомид и еще четыре клирика заявили о том, что в настоящее время в Русской Православной Церкви Московской патриархии, членами которой они являются, существует по крайней мере девять отступлений от чистоты православного вероучения. Это - экуменизм, духовное соглашательство, необличение политики существующей власти, дискриминация верующих по принципу несогласия с процессами глобализации, одобрение демократии, подготовка прихода единого мирового лидера, согласие уважать и принимать других людей, не взирая на религиозные, национальные и другие различия, признание единства нравственных ценностей у православия, иудаизма, мусульманства и католицизма и попранием принципа соборности в связи с долгим отсутствием созыва Поместного Собора.


В Московской патриархии подвергли критике авторов обращения Анадырско-Чукотской епархии и опровергли абсолютно все обвинения.


Насколько серьезен этот конфликт, и какие последствия он может иметь? С этим вопросом корреспондент Радио Свобода Михаил Саленков обратился к историку, автору книги «Русская Православная Церковь: современное состояние и актуальные проблемы» Николаю Митрохину



Николай Митрохин: Я думаю, что скандал никаких последствий он иметь не будет. То есть те события, идеи, которые действительно были важны для Русской Православной Церкви пять лет назад, неожиданно проявились на Чукотке. То есть идеи, которые высказаны в письме, консолидировали внутрицерковную оппозицию в противостоянии епископату в конце 90-х - начале 2000-х годов. Сейчас по большей части все это преодолено, эта оппозиция раздавлена, и факт появления письма с Чукотки у многих людей, изучающих внутреннюю ситуацию в церкви, вызвал несколько ироническое впечатление и отзывы в стиле: епископу стало скучно в Магадане, он решил уйти на покой и переселиться поближе к центру, и это был единственный путь, чтобы уйти со своего поста. Будет жить где-то в центре, может быть, в Москве, служить в каком-то храме, получать там зарплату.



Михаил Саленков: Это письмо появилось на очень многих сайтах. Есть комментарии, комментариев много. Как вы считаете, поддержат епископа многие?



Николай Митрохин: Он в письме озвучивает идеи, которые распространены в Русской Православной Церкви и в той или иной степени поддерживаются очень значительной частью духовенства и, я думаю, подавляющим большинством монашествующих. Но что значит - поддержат? Есть некие высказанные идеи или озвучивание распространенных идей, а есть организационные действия. Вот на организационные действия вся эта антиархиерейская оппозиция, как я ее называю, в которую входят в том числе и некоторые епископы, она не способна. То есть радикальная, националистическая, антиэкуменическая оппозиция в последние пять или шесть лет продемонстрировала полную неспособность своими действиями подтвердить свои взгляды. Подобные обвинения уже выдвигались в конце 90-х - начале 2000-х годов, и епископат просто от них отбился тем, что ужесточил позицию в отношении католиков и все.



Игорь Телин : Комментируя это письмо, глава пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский заявил что его в первую очередь смущает то, что группа людей, подписавшая это письмо, взяла на себя роль Архиерейского Собора, Священного Синода и патриарха, которые имеют право обращаться ко всем православным верующим. В данном случае он видит нарушение внутрицерковной дисциплины. Это заявление в беседе с корреспондентом Радио Свобода Михаилом Саленковым Николай Митрохин прокомментировал так.



Николай Митрохин: Я полностью разделяю в этой ситуации позицию Вигилянского, хотя Вигилянский в свое время был среди тех, кто отстаивал ровно те же взгляды. Просто те, кто отстаивал эти взгляды семь-восемь лет назад и хорошо себя в этом проявили, они были интегрированы в структуру управления Русской Православной Церковью и получили просто разные посты, поэтому сейчас они спокойно это могут говорить: там, с Чукотки приходят какие-то письма, это они просто такие дикие. Они не просто дикие, они просто отставшие от жизни, пытающиеся на этом фоне выделиться.



Михаил Саленков: Все-таки это называют скандалом. За последние 15 лет насколько часты были такие возмутители спокойствия или возмущения спокойствия в Русской Православной Церкви?



Николай Митрохин: Со стороны епископов в период между 1997-2001 годом это было массовой акцией, просто все прошло мимо зрения светских медиа, но целые епархии, десятки монастырей, сотни священников подписывали письма аналогичного содержания, обращенные к Священному Синоду. Ну, окончилась вся эта история тем, что часть лидеров, таких бунтовщиков вошли в церковную власть, часть были запрещены в служении и являются ныне церковными маргиналами, поэтому это абсолютно типичное письмо.



Михаил Саленков: Но за последние пять лет первая получается?



Николай Митрохин: Со стороны епископов, наверное, да. Хотя там есть Вениамин Владивостокский, высказывающий аналогичные совершенные мысли, но просто не оформляющий их в виде писем. Это в принципе очень характерно вообще для Сибири, поскольку это дальние окраины, не престижные церковные кафедры, куда ссылают всяких смутьянов. И оттого, что человек высказывается радикально, это не приносит никому никакого неудовольствия. Не норма - это оформление в виде некого открытого письма и его рассылка. Действительно, за пять лет подобного я сейчас не припомню.



Игорь Телин : После публикации письма епископа Диомида стали говорить о возможном расколе в Русской православной церкви. Возможно ли это? Ответить на этот вопрос и вообще прокомментировать ситуацию мы попросили автора программы Радио Свобода "С христианской точки зрения" отца Якова Кротова.



Яков Кротов : Мне кажется, что оснований для этого нет, потому что для раскола кроме какого-то душевного импульса, нужен еще и материальный. Жесткое законодательство внтурицерковное и светское не даст возможности никому унести из Московской патриархии, уходя, даже свечку. А если человек уйдет из патриархии без имущества, то кто его будет слушать? Он будет сидеть в квартире, молиться богу, но он не получит ни квадратного сантиметра для богослужения. Диомид никуда не уходит, как должен был бы, если уж он считает, что налицо в церкви такой ужас, как он описал, он должен незамедлительно выходить из этой церкви, а он пишет письма. Значит, он хочет по вполне советской традиции и получить удовольствие, заработав себе репутацию ревнителя благочестия, и в то же время сохранить все, что он имеет, ничем не рискуя.



Игорь Телин : Тем временем, в руководстве Русской православной церкви уже назвали поступок епископа "нарушением церковной дисциплины" и заявили, что оценку действиям Диомида даст Священный Синод.



XS
SM
MD
LG