Ссылки для упрощенного доступа

Парламент Чечни проголосовал за назначение Рамзана Кадырова президентом республики


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович .



Андрей Шароградский : Итак, парламент Чечни, как и ожидалось, сегодня практически единогласно проголосовал за назначение Рамзана Кадырова президентом республики. Его кандидатуру внес президент России Владимир Путин после отставки прежнего главы Чечни Алу Алханова. А Комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг, который только что вернулся из Чечни, выразил сегодня озабоченность в связи с жестоким обращении с заключенными в Чеченской республике. Тему продолжит мой коллега Данила Гальперович.



Данила Гальперович : То, что все предрекали долгое время назад, состоялось - Рамзан Кадыров стал президентом Чечни, и было очевидно, что процедура голосования по этому вопросу в чеченском парламенте носила скорее ритуальный характер. Соперниками Рамзана Кадырова при этом голосовании были люди, впрямую от него зависящие - глава администрации Грозненского сельского района Шахид Джамалдаев и глава фонда имени Ахмада Кадырова Муслим Хучиев. Их многие наблюдатели открыто называли массовкой, и за этих кандидатов на голосовании в парламенте Чечни не было подано ни одного бюллетеня. С подробностями из Грозного Ахмед Султанов:



Ахмед Султанов : В то, что Рамзана Кадырова утвердят на посту президента Чечни, никто не сомневался. Это было видно по импровизированной сцене, во дворе Министерства финансов, где в ожидании своего часа толпились участники из танцевального ансамбля, да и по приподнятому настроению его сподвижников. Кандидатура Кадырова предложенная президентом России, после недолгого тайного голосования обеими палатами чеченского парламента, при одном голосе против и двух испорченных бюллетенях, была утверждена на посту президента Чечни. Об этом сообщил председатель нижней палаты парламента Дукхваха Абдурахманов.



Дукваха Абдурахманов : По результатам тайного голосования по предложенной кандидатуре президентом Российской Федерации наделение полномочиями президента Чеченской республики кандидатура Кадырова Рамзана Ахматовича рассмотрена. Он этим голосованием и этими протоколами наделен полномочиями президента Чеченской республики.



Ахмед Султанов : Рамзан Кадыров после долгих оваций, сидевший до этого отдельно в углу, и выглядевший смущенным, вышел к трибуне и поблагодарил всех за доверие.



Рамзан Кадыров : Спасибо за доверие.



Ахмед Султанов : Завершилось официальное мероприятие выступлением полномочного представителя президента России в ЮФО Дмитрия Козака, который подчеркнул важность этого момента в жизни республики и ее граждан, и о той степени ответственности перед новым президентом Чечни.



Дмитрий Козак : Это доверие дорогого стоит. Это не только большая честь - это высочайшая ответственность. Эта ответственность ложится сегодня на плечи Рамзана Ахматовича.



Ахмед Султанов : Празднования в честь нового президента республики пройдут почти во всех населенных пунктах. Организаторы пока ничего не разглашают, но уже сегодня известно, что будет как говорится пир на весь мир!



Данила Гальперович : Рассказывал Ахмед Султанов. Стоит напомнить, что Владимир Путин, объясняя Рамзану Кадырову причины того, почему он предлагает того на должность президента Чечни, прежде всего говорил о достижениях в области восстановления республики. Любопытно, что то же самое говорит и только что вернувшийся из Грозного с конференции «О ситуации с правами человека в Чеченской республике» комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг. По его словам, сделано было действительно много после того, как в Чечню пошли деньги.



Томас Хаммарберг : Очевидно, что были вложены серьезные инвестиции, и эти инвестиции уже начали приносить плоды. По сравнению с тем, что было год назад, Грозный изменился неузнаваемо - многие из разрушенных домов были отстроены заново, было построено много новых, и эта дало хорошие последствия в смысле возвращения беженцев. Также было создано много новых рабочих мест, а военная активность в республике достаточно невелика, а число похищений сократилось.



Данила Гальперович : При этом Томас Хаммарберг по-прежнему имеет серьезные претензии к официальным структурам в Чечне по двум проблемам - исчезновения людей расследуются слабо, а в местах заключения применяются пытки. Удивительно, но Комиссар Совета Европы по правам человека, вернувшись в Москву и общаясь с журналистами, не привел никакой статистики по этим случаям. Томас Хаммарберг был вообще крайне осторожен в оценках деятельности Рамзана Кадырова, напомнив репортерам, что его задача не признавать или не признавать нового президента Чечни, а разговаривать с любой властью, высказывать свои рекомендации и потом смотреть за тем, как эти рекомендации воплощаются в жизнь. У многих журналистов создалось впечатление, что Хаммарберг несколько меньше вовлечен в чеченскую проблему, нежели его предшественник на этом посту испанец Альваро Хиль Роблес. Директор правозащитного центра «Демос» Татьяна Локшина говорит, что если так, то грустно.



Татьяна Локшина : Я вполне понимаю, что Комиссар крайне впечатлен тем, что он увидел в городе Грозном сегодня. Последний раз он там был достаточно давно. И вот сейчас реконструкция произвела на него впечатление. Да, безусловно. На меня тоже производит впечатление. Полностью согласна. Да, это хорошо, конечно, что некоторые беженцы смогли въехать в нормальные квартиры. Это хорошо, что появляются хоть какие-то рабочие места. Но, с другой стороны, правозащитные организации продолжают работать все с теми же проблемами - это пытки, это незаконные казни, это похищения. Мне кажется, что именно эти проблемы и должны Комиссара интересовать больше всего. Мне кажется, что Россия крайне важна, и Чечня должна быть для него приоритетной, хотя бы потому, что это единственный вооруженный конфликт в Совете Европы. На сегодняшний день ситуация совершенно уникальная. Она должна его интересовать прежде всего. Если он не достаточно включен в эту проблематику, это крайне печально.



Данила Гальперович : Что же будет в Чечне с правами человека после того, как главой республики официально стал Рамзан Кадыров? На эту тему рассуждает член правления общества «Мемориал» Александр Черкасов:



Александр Черкасов : Сейчас мы говорим об изменениях в верхней части всей этой структуры, в той части, которая касается легитимных или почти легитимных полномочий. Прав человека касается другое - незаконное насилие, которое творят различных силовые структуры. Да, Алу Алханов из Чечни устранен, но никто не устраняет оттуда такого человека как Ямадаева. Структуры, сидящие на Ханкале продолжат свою деятельность. В этом смысле много власти и многообразий тех силовых структур, которые, собственно, и нарушают права человека, сохранится. Здесь власть Рамзана Кадырова далеко не будет абсолютной. Ямадаевцы, кокиевцы подчиняются федеральному центру, равно как и ОРБ-2. Опять-таки единого контроля над всем этим блоком не будет, потому что эта структура, подчиненная напрямую федеральному центру. Сохранятся и нарушения прав человека и многообразие источников нарушения прав человека.



Данила Гальперович : Остается добавить, что в приватных беседах и правозащитники, и западные наблюдатели говорят о собственной Службе безопасности Рамзана Кадырова как о главных нарушителях прав человека в Чечне, но не делают официальных заявлений по этому поводу, чтобы не рисковать свободой и жизнью членов неправительственных организаций, работающих на российском Кавказе.




XS
SM
MD
LG