Ссылки для упрощенного доступа

Граждане России задали вице-премьеру Дмитрию Медведеву вопросы по Интернету


Программу ведет Андрей Шарый. Прини мают участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов и политический эксперт Марк Урнов.



Андрей Шарый : Вице-премьер правительства России Дмитрий Медведев сегодня провел Интернет-пресс-конференцию. Граждане России два часа задавали ему вопросы, вернее отвечал на них Дмитрий Медведев два часа. Из 8 тысяч вопросов он выбрал сам или с помощью своих советников и помощников 43 вопроса, немного побеседовал с журналистами. В основном все крутилось вокруг судьбы национальных проектов, в основном, спрашивали об этом. Было несколько вопросов, заданных завсегдатаями Интернет-сообщества. В целом Медведев и с этим тоже справился. Поскольку такого рода мероприятие уже не новое для российских политиков, пример подал Владимир Путин, сейчас о Медведеве по итогам этой пресс-конференции говорят как о человеке, который освоил новый способ общения с публикой. Давайте подробнее поговорим о том, как проходила эта Интернет-конференция. Олег Кусов следил за тем, как Медведев отвечал на вопросы.



Олег Кусов : Организаторы Интернет-конференции предупредили, что на сайт не попадут обращения, не связанные с проблематикой четырех национальных проектов "Здоровье", "Образование", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса". Всего в адрес Дмитрия Медведева поступило около 8 тысяч вопросов, за которые проголосовали более 119 тысяч человек.


Свои ответы первый вице-премьер начал с обсуждения проблемы обеспечения льготными лекарствами, то есть вопроса, который волнует большинство россиян. Дмитрий Медведев принял участие в акции предвыборного характера. Так считает первый заместитель председателя партии "Яблоко" Сергей Иваненко.



Сергей Иваненко : Человек, который номинируется на должность президента, должен встречаться с журналистами, с народом. Поэтому ничего такого необычного я тут не вижу. Я рассматриваю это как элемент предвыборной кампании. Я думаю, что Интернет - очень перспективная технология. Например, в Южной Корее считается, что предыдущий президент был избран именно благодаря Интернету. Поэтому в России все такого рода новации, конечно, будут задействованы властью. Потому что геометрически растет число пользователей Интернета, каждый год цифра удваивается. Думаю, что это рационально.



Олег Кусов : Интернет-конференция была рассчитана в большей степени на особую категорию избирателей. Большой интерес подобная форма общения вызывает у молодежи. Глава центрального совета движения "Мы" Роман Доброхотов считает, что среди его соратников мало кто отнесся серьезно к этому мероприятию.



Роман Доброхотов : Вообще, если серьезно, конечно, тот факт, что выступает в этой Интернет-конференция не Сергей Иванов, а Дмитрий Медведев это, видимо, какой-то все-таки определенный сигнал. Тем более что все-таки никто из больших политиков в таких Интернет-конференциях не участвовал, кроме президента. Тут достаточно однозначный сигнал.


Я лично, честно говоря, рад, что выступает перед молодыми людьми не Сергей Иванов. Все-таки из двух зол я бы выбрал меньшее. Но, на самом деле, если серьезно, из моих друзей никто к этому не относится. Это скорее такое спортивное соревнование. В прошлый раз соревновались - кто задаст интересный вопрос и ответит ли, соответственно, Путин на этот вопрос. Насколько я помню, про Ктуху он не ответил, зато ответил про гигантских роботов, которые будут охранять российскую границу. А про Дмитрия Медведева тут даже и особой конкуренции не было, ясно было, что он должен ответить про "Привет, Медвед!" И он ответил на этот вопрос. А все остальное, что он говорит, ясно, что он скажем. Что он еще может сказать? Что он, что Путин все говорят одно и тоже, а к реальности это никакого отношения не имеет.



Олег Кусов : Руководитель аналитической группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин не смог назвать Интернет-конференцию Дмитрия Медведева эффективным предвыборным мероприятием.



Дмитрий Орешкин : Вообще, жанр Интернет-конференции, конечно, имеет отношение к выборам. Причем, понятно, что по следам президента эта конференция проводилась. Он человек рациональный, поэтому он никаких пафосных обещаний, естественно, давать не может, не хочет, а наоборот объясняет почему, скажем, нельзя повысить количество выстроенных квадратных метров жилья. Не очень это победительно. Ощущение создается такое, что, как в известном кино было сказано, хороший ты мужик, но не герой. Во всяком случае, в моих глазах это смотрелось, как ответ на мощное фронтальное наступление, развернутое конкурирующей группой так называемых силовиков или ястребов, которые тоже претендуют на лидерские позиции.


У меня не создалось ощущение, что вот это борец, который готов биться до конца за пост президента. Он как бы номер отбывал - довольно добросовестно отбывал, но это не та стилистика и не тот драйв, который наблюдается в предвыборной борьбе. Как будто бы он изображает роль преемника. На самом деле, мне и кажется, что он ее изображает, равно как и Сергей Иванов. Это обе фигуры такие из операции "Прикрытие", что называется, а, на самом деле, персонаж, исполняющий функции президента в следующем цикле, будет изъят из других источников. Но вот, тем не менее, как бы предвыборная борьба как бы ведется.


Медведев общается с избирателями. Рационально все было сделано, но опять же тональность такая сугубо деловая. Это похоже на селекторное совещание - такое доброжелательное, очень вежливое, очень приятный человек его проводит, но нет такого ощущения, что он на коне с шашкой впереди боевого отряда. В этом смысле, мне кажется, что он проигрывает хотя бы по темпам решения задач. Но не может быть через полгода скачок в решении жилья, не может через полгода быть улучшено снабжение лекарствами фундаментально, не могут резко подняться пенсии, улучшиться образование и так далее. Это все долгосрочные проекты, причем очень проигрышные, на самом-то деле. В советские времена, если человека "бросали" на социалку, это значит ну совсем никчемный человек. Потому что важные люди - это военно-промышленный комплекс, это литье стали, это агропромышленный комплекс, хотя сельское хозяйство всегда было провально, космос. Что-то вот такое существенное. А социалка - это в последнюю очередь.


Мне кажется, поскольку мы сейчас возвращаемся в псевдосоветские времена, то и поле для атаки шире у силовиков, у ястребов. Они могут совершить подвиг. Вдруг - раз! - и что-нибудь случилось в Абхазии. Они взяли и присоединили, все в восторге, аплодируют, потому что расширили геополитическое влияние нашей родины. А вот он не может ничего сделать. Что он? Введет еще дом, введет еще десять домов, все равно их остро не хватает, все равно их всегда будет не хватать. Так что, здесь такая стратегическая какая-то заминка. Даже сам по себе жанр - да, хорошо, что он провел эту пресс-конференцию, или видео-конференцию, или Интернет-конференцию, но инициативы таким образом в политической борьбе он точно не перехватывает.



Андрей Шарый : В прямом эфире Радио Свобода известный московский политический эксперт Марк Урнов.


Марк, добрый вечер! Давайте попытаемся подвести итоги экспертного обсуждения этой темы. На ваш взгляд, есть смысл в таких Интернет-пресс-конференциях в предвыборную пору?



Марк Урнов : С моей точки зрения, в любом случае есть. Потому что как бы не откликалось на это иронично и, в общем, стёбно Интернет-сообщество, так или иначе, это контакт. В предвыборной борьбе, в предвыборной гонке любой контакт лучше, чем отсутствие такового. Поэтому они встречаются, они так или иначе реагируют. Какая эффективность будет? Бог его знает, сейчас сказать трудно, но, тем не менее, контакт есть контакт.


Я не вполне согласен с Дмитрием Орешкиным, когда он говорит, что не было выхвачено шашки, поэтому это еще не старт гонки. На самом деле, нынешняя атмосфера, нынешняя стилистика власти такова, что шашек особенно никто выкидывать не будет, и вытаскивать не будет. Ведь это же все, в общем, некое аппаратное пока что движение. Никто не будет демонстрировать, что я вырвался вперед, потому что иная система отсчета. В общем, все выражают лояльность Путину, не забегают вперед особенно далеко, но стараются поддерживать паритет между собой. Поэтому здесь и не следовало бы ждать никаких искрометных заявлений.



Андрей Шарый : Марк, а как вы относитесь к этой так называемой кремлевской парадигме - кремлевский голубь, либерал Медведев против кремлевского ястреба Иванова. И на этом поле Кремль предлагает играть всем избирателям, которые согласятся принять участие в голосовании. Это верно? Все складывается в какую-то вашу политологическую схему?



Марк Урнов : Видите ли, если просто смотреть по деграунду и стилистике выступлений, конечно же, Иванова до последнего времени следовало рассматривать как некоего ястреба просто потому, что он возглавлял ведомство военное плюс его происхождение эфэсбэшное. Медведев в этом смысле человек куда более гражданский, занятый гражданскими проектами. И потому, на самом деле, сейчас оказался более уязвим, чем Иванов. Потому что пока Иванов был на посту министра обороны, ему можно было предъявлять огромное количество претензий за фактически нефункционирующую армию, за дедовщину, за неэффективное внедрение техники и так далее и так далее. Сейчас он ушел на повышение как бы. Он теперь, в общем, отвечает за все примерно также как Медведев. Шансы их несколько выровнялись - лучше стали для Иванова, а Медведев остался связанным с тяжелейшими проблемами социалки, которая недофинансируется, несмотря на широковещательные заявления о национальных проектах. Для того чтобы решить такие задачи денег нужно, в общем-то, значительно больше. Поэтому то, что делает Медведев, то он и может сделать, исходя из тех средств, которые ему, собственно, президент и выделил на это.



Андрей Шарый : Очевидно, это понимают те люди, которые разрабатывают такого рода политические и существующие кампании вообще. Как относитесь к той идее национальных проектов? Там есть какой-то настоящий смысл, или это все такая, с позволения сказать, большая панама?



Марк Урнов : С моей точки зрения, надо различать две вещи. Возможность концентрации в одном центре тех средств, которые выделяются на социалку, в этом смысле социальные проекты очень хороши. Пожалуй, это повышение эффективности просто в управлении теми средствами, которые есть. В этом смысле, тут фигура Медведева очень на месте. С другой стороны, если мы сопоставим те средства, которые идут в оборону, и те средства, которые идут на социальные программы, и проблемы, которые сейчас просто вопиют из социальной сферы, из сферы жизни всего населения и армии, то станет понятно, что не сопоставимо больше надо бы денег на социальные проекты, чем в армию. А денег таких нет. Поэтому тут, что говорить. Да, социальный проект - это способ повышения эффективности расхода недостаточных средств. Вот так бы я назвал. В этом смысле, конечно, позиция Медведева в президентской гонке уязвима. Я подозреваю, что сейчас его противники, его конкуренты всячески начнут раскручивать неэффективность целого ряда проектов.




XS
SM
MD
LG