Ссылки для упрощенного доступа

Совет директоров РАО «ЕЭС России» утвердил новую схему реформы российской электроэнергетики


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Сергей Сенинский.



Кирилл Кобрин : Совет директоров РАО «ЕЭС России» утвердил в минувшую пятницу новую схему реформы российской электроэнергетики, которая должна завершиться в 2008 году полным расформированием этого государственного холдинга. Однако и в дальнейшем под контролем государства останется половина всего производства электроэнергии в стране. Тему продолжит экономический обозреватель Радио Свобода Сергей Сенинский.



Сергей Сенинский : Сама реформа отрасли предполагает разделение ее на три сектора - производство, передача и сбыт электроэнергии. Государству принадлежит сегодня почти 53 процента акций РАО "ЕЭС России", остальными владеют так называемые миноритарные акционеры. И каждый из этих акционеров должен получить в итоге некую часть акций каждой выделяемой из состава холдинга компании. Теперь решено, что государственные акции в компаниях тепловой энергетики (атомные и гидростанции останутся государственными) не будут продаваться. Их передадут "Федеральной сетевой компании" (ФСК), которая объединит магистральные линии электропередачи, а также "ГидроОГК", то есть компании, которая объединит гидростанции. Наш первый собеседник в Москве, аналитик "Альфа-Банка" Александр Корнилов.



Александр Корнилов : Важно подчеркнуть, что данная схема, также как и базовая, не нарушает одной из главных требований - обеспечение пропорционального участия акционеров РАО во всех выделяемых в ходе реорганизации компаниях. Государство должно внести причитающиеся ему пакеты акций в тепловых генерирующих компаниях, то есть ОГК и ТГК, в уставный капитал ФСК и "ГидроОГК", которые впоследствии должны будут в свою очередь продать пакеты стратегическим инвесторам. Вот это как раз и есть принципиальное новшество по сравнению с базовой схемой, позволяющей государству тем самым убить двух зайцев. С одной стороны, обеспечить себе долю в обеих компаниях на требуемом законодательством уровне, а, с другой стороны, получить источники финансирования масштабных инвестпрограмм обеих компаний.



Сергей Сенинский : Аналитик инвестиционной группы "Атон" Дмитрий Скрябин.



Дмитрий Скрябин: Как мне кажется, сама идея изменения схем реформирования РАО родилась под влиянием, скажем так, нахождения компромисса между интересами миноров РАО "ЕЭС России" и интересами государства. То есть миноритарные акционеры по-прежнему надеются получить пропорциональную долю во всех выделяемых компаниях из РАО, тогда как государству нужно увеличивать свой пакет Федеральной сетевой компании и одновременно финансировать инвестиционную программу этой компании. Для этого нужно выделять деньги из бюджета. Был найден некий такой компромисс, который заключается в том, чтобы минорам дать возможность получить пропорциональную долю во всех генерирующих компаниях, а государству дать возможность продать причитающиеся ему пакеты в этих генерирующих компаниях, и деньги потратить на увеличение свой доли в Федеральной сетевой компании и на инвестиции Федеральной сетевой компании.



Сергей Сенинский : Речь идет обо всех миноритарных акционерах РАО? Крупнейшие из них, напомню, «Газпром», владеющий 11 процентами акций холдинга, и компания «Норильский никель» - 3,5 процента.



Дмитрий Скрябин : Да, речь идет обо всех миноритарных акционерах, кроме государства.



Сергей Сенинский : Как можно представить ближайшее будущее одного из трех выделяемых сегментов отрасли - сбыта электроэнергии? Окажется ли он полностью частным в итоге? Александр Корнилов, «Альфа-Банк»:



Александр Корнилов : Принятая РАО стратегия в отношении сбытовых компаний, предполагает прямую продажу долей РАО в энергосбытовых компаниях посредством аукционов. Прецедент, собственно говоря, уже есть - это продажа Ярославской сбытовой компании в июле 2006 года. На сегодняшний день к этим компаниям есть сильный интерес со стороны стратегических инвесторов, главным образом, частных энергосбытовых компаний, которых приличное количество сегодня присутствует на рынке. Следующий аукцион ожидается в апреле этого года. Поэтому абсолютно точно можно сказать, что в итоге эти компании станут на 100 процентов частными и полностью конкурентными плюс не исключено, что энергосбыты совместят с реализацией электроэнергией как таковой, также и продажу коммунальных услуг, водоснабжение и прочие виды деятельности, как это имеет место сегодня в ряде развитых стран.



Сергей Сенинский : Например, США или многих стран Западной Европы. Частные энергосбытовые компании, существующие в России уже сегодня, как ли велика их доля на рынке?



Александр Корнилов : В настоящий момент, конечно же, государственные компании - это компании, которые входят в холдинг РАО ЕЭС, они, естественно, превалируют на рынке. Они присутствуют абсолютно в каждом регионе. Потому что сбытовые компании - это, по сути, скажем так, сбытовые остатки АО "Энерго" в ходе их разделения. Поэтому абсолютно точно можно сказать, что сегодня государственный капитал полностью превалирует в этом сегменте рынка.



Сергей Сенинский : В целом структуру сектора производства электроэнергии в России уже в будущем году, после расформирования РАО ЕЭС, можно представить таким образом: 17 процентов - «государственные» атомные станции, 15 процентов - «государственные» гидростанции. Кстати, все ли крупнейшие ГЭС страны войдут в государственную «ГидроОГК», включая Саяно-Шушенскую, Красноярскую, Братскую и Усть-Илимскую гидростанции? Оставшиеся 68 процентов всей генерации - только ли в частных компаниях будут сосредоточены?



Дмитрий Скрябин : Красноярская ГЭС и Братская ГЭС относятся к "Иркутскэнерго". Они не отойдут к "ГидроОГК". Они останутся как бы частными. Эти станции подконтрольны структурам РУСАЛа и СУАЛа. В принципе, структуры похожие. Единственное я бы добавил то, что практически 50 процентов - это все-таки будут государственные компании. То есть 17 процентов - это атомные станции, порядка 15 процентов - это гидростанции, "ГидроОГК", и порядка 15 процентов еще, может быть, даже 20 процентов - это структуры "Газпрома" и теперь СУЭКа. То есть де-факто 50 процентов генерирующих мощностей будет контролироваться государством или компаниями, подконтрольными государству. Это если предполагать, что вся остальная тепловая генерация будет передана в частные руки.



Сергей Сенинский : Сегодня тарифы в российской электроэнергетике устанавливает производителям энергии государство - по схеме «издержки + некая инвестиционная надбавка». Как изменится эта схема после расформирования РАО ЕЭС, то есть по нынешним планам после 1 июля 2008 года?



Александр Корнилов : Определенно можно сказать, что схема тарифообразования должна измениться кардинальным образом. Во-первых, здесь больше не будет места "издержки +". Во-вторых, оптовый рынок электроэнергии должен быть полностью либерализован уже к 2011 году. Цена для генерирующей компании уже будет определяться исключительно законом спроса и предложения.


Что касается регулируемых сегментов, проще говоря, сетей, то здесь перемены будут также значительные. Текущее регулирование "издержки +" будет заменено на более прогрессивное тарифообразование на основе адекватной нормы доходности на инвестированный капитал. Таким образом, от текущего тарифообразования отрасли по идее не должно остаться и следа.



Сергей Сенинский : Сегодня по нерегулируемым ценам в России продается примерно 12 процентов всей производимой в стране электроэнергии.




XS
SM
MD
LG