Ссылки для упрощенного доступа

В рубрике "Человек дня" - петербургские художницы Наталья Першина-Якиманская и Ольга Егорова


Человек дня



Андрей Шарый : В рубрике «Человек дня» Радио Свобода 7 марта я представляю вам двух петербургских художниц, лауреатов премии "Черный квадрат" в области современного искусства – Наталью Першину-Якиманскую и Ольгу Егорову, известных как Глюкля и Цапля. Награда присуждена им за видеоперформанс "Три матери и детский хор".


Наталья Першина-Якиманская родилась в 1969 году в Ленинграде, где получила художественное образование. В художественных выставках принимается участие с 1991 году. Ольга Егорова родилась в 1968 году в Хабаровске, получила искусствоведческое образование в Москве. Преподавала историю искусств в Высшей школе Моды и Дизайна. Глюкля и Цапля получили известность в середине девяностых годов с проектом "Фабрика найденных одежд". Художественный дуэт показывает свои выставки, перформансы и дефиле в России, Финляндии, Великобритании. Они обладательницы многих профессиональных наград.


О Глюкле и Цапле – лауреатах премии "Черный квадрат" – говорит корреспондент Радио Свобода в Петербурге Татьяна Вольтская.



Татьяна Вольтская : Мне кажется, что современное искусство не нуждается в премиях. Ведь премия сама по себе признание канона и иерархии. Все это выстраивание лестницы, на ступенях которой по дороге к некоему Олимпу, расставлены картины, фильмы, перформансы, инсталляции – именно те, само существование которых яростно отрицает всякий канон и всякую иерархию ценностей. Сами приемы и методы современного искусства отрицают возможность оценки, что лучше – фигурки девушек, одетые в белые одежды и противогазы, или четырехметровое платье, летящее по ветру? Все это, кстати, участвовало в разное время в перформансах Глюкли и Цапли. Важно совсем другое – мировоззрение.


В той системе координат, в которой существуют две подруги, важным оказывается то, что обычно остается в недрах семейных преданий. Детское прозвище Глюкля становится именем Натальи Першиной-Якиманской. Прозвище Цапля заменяет имя Ольги Егоровой. Мне сразу вспоминается начало века, когда имя, данное при крещении, все чаще прячется за псевдонимом. Этот символический жест на глубинном уровне знаменует отказ от чего-то очень важного для обычного человека, от родовых связей.


Именно в начале века расцветает так называемое жизнетворчество, в котором нельзя отделить жизнь от искусства. И разве можно отделить «Фабрику найденных одежд» Глюкли и Цапли от их путешествия в Германию для представления проекта, от нелегального перехода границы, ночевки в лесу и страха быть съеденными кабанами. Мир Глюкли и Цапли демонстративно предметный, принципиально лишенный человеческого лица. Вместо людей действуют платья. Они падают ниц перед возлюбленным, прикидываются половыми тряпками, спрыгивают с вертолета в Неву под пени Шаляпина. Матери из произведений лауреата премии «Черный квадрат» такие же матери, как и эти платья. Классическая музыка, сопровождающая проект, наверное, только подчеркивает это. А все вместе приближается к нам, как зеркало, в которое, как во всякую правдивую поверхность, не хочется смотреть.



XS
SM
MD
LG