Ссылки для упрощенного доступа

В Свердловской области отказы матерей от новорожденных детей приобрели массовый характер


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Екатеринбурге Евгения Назарец.




Марк Крутов: В Свердловской области отказы матерей от новорожденных детей приобрели массовый характер. В больницах Екатеринбурга сейчас живут около 200 младенцев. Им не хватило мест в домах ребенка, которые переполнены - только в трех екатеринбургских заведениях находятся более 300 детей до трех лет. Социологи и медики полагают, что «бум отказников» - это вполне предсказуемое следствие административных мер, направленных на повышение рождаемости.



Евгения Назарец: Материнский капитал, родовые сертификаты и вдобавок региональные программы поддержки материнства и младенчества - универсальный «подарочный набор» для российских женщин от властей на все праздники. Свердловский губернатор Эдуард Россель, регулярно напоминая «товарищам женщинам» об их предназначении, пристально следит за демографическими показателями региона. Так было в прошлом году...



Эдуард Россель: 47 тысяч уральцев у нас родилось, это где-то около 102% к 1995 году. Женщины у меня - надежные сподвижники, выполняют задание губернатора. Вообще, разрыв между ростом населения Свердловской области и убытием сократилось до 18 тысяч человек. Когда-то мы падали на 100 тысяч в год даже. Надеюсь, что сократится значительно в этом году. Если... Не если, а заработает президентская программа, я считаю, что в 2009 году мы должны выйти либо так на так, либо уже на маленький рост.



Евгения Назарец: Два процента прироста рождаемости по сравнению с периодом десятилетней давности могут обернуться не радостью, а проблемой, потому что получились они вовсе не благодаря «материнскому капиталу» (физиологически рановато), а под влиянием совершенно других обстоятельств. Три года назад правительство приняло постановление, отменяющее большинство показаний для прерывания беременности на поздних сроках. Теперь с мотивировкой «нет денег, муж бросил, живу в общежитии» на аборт могут и не взять, объясняет главный гинеколог Екатеринбурга Татьяна Обоскалова.



Татьяна Обоскалова: После этого постановления стало больше отказных детей. Из чего я делаю вывод, что женщина себя, любимую, бережет, и только совершенно неразумные существа идут на криминальное вмешательство. Криминальное - это когда мы точно можем сказать, что женщина вмешивалась. Там, где мы не можем сказать точно, что с целью прерывания беременности женщина вмешивалась, вот их-то 2000.



Евгения Назарец: Несмотря на то, что раннее прерывание беременности до сих пор доступно практически без ограничений, отказные дети и криминальные аборты - очевидное следствие административных усилий в борьбе за демографию. Свердловской области удается лидировать в вопросах демографии лишь по этим показателям. Медики уже устали удивляться, как мало знают среднестатистические россияне и россиянки о презервативах, таблетках и прочих альтернативах нежелательной беременности. Говорит главный гинеколог Свердловской области Надежда Башмакова...



Надежда Башмакова: Казалось бы, контрацептивы есть всякие сейчас. Плохая традиция национальная прерывать беременность одним способом - абортом. Наша область и Челябинская область имеют, к сожалению, в округе федеральном самые большие проблемы с материнской смертностью от криминальных абортов. Если мы их поборем... Первый шаг уже сделан: все аборты в лечебных учреждениях, муниципальных, государственных, бесплатны.



Евгения Назарец: И ничего из этого не вышло хорошего, приходится признать властям, оценив результаты и этой неотложной меры по оздоровлению ситуации. Губернатор Россель негодует и «склоняет» уральцев к законному браку.



Эдуард Россель: У нас в прошлом году произошло абортов столько же, сколько родилось детишек - 47 тысяч. Сейчас женщина приходит в больницу, говорит: я хочу сделать аборт. Врачи как относятся? Ну, давай, будем делать. В последнее время появилось очень много гражданских браков. Это какая-то лазейка такая для нечистоплотности семейных отношений, извращенный вариант сожительства. Женщина, если идет гражданский такой брак, не верит мужчине, потому что она остается с ребенком в результате, когда товарищ передумает и уходит.



Евгения Назарец: Дело идет к очередным, хотя бы частичным, административным запретам - прогнозируют чиновники от медицины. И власти и медики нынче озабочены вопросом, откуда дети берутся и в каком количестве. Но если для губернатора удобна в употреблении общая статистика, то екатеринбургский горздрав почти в панике от результатов даже сегодняшнего, скромного, роста рождаемости. Добавила эмоций также недавняя история с медсестрой, которая пластырем приклеивала соску ко рту младенца-отказника. Инна Абелинскене, глава пресс-службы екатеринбургского управления здравоохранения...



Инна Абелинскене: Почти два года мы говорим о том, что больницы города Екатеринбурга, детские, переполнены отказными детьми. Конечно же, усугубилась ситуация с международным усыновлением. Детишек усыновлять стали меньше, это стало гораздо труднее делать, и ребятки, от которых отказались родители, постепенно снова начали накапливаться в больницах города Екатеринбурге, как, впрочем, и в больницах всей страны. Стратегическое решение вопроса, безусловно, в двух вещах. России крайне необходимо каким-то образом либерализовать процедуру усыновления, как внутри России, так и за пределами России, это раз. И второе, конечно, нашей стране крайне необходимо вводить какую-то степень ответственности для тех родителей, которые бросают своих детей, потому что, как говорят наши медики, сейчас бросить ребенка - все равно что воды попить.



Евгения Назарец: Написать еще пару законов, даже если они на первый взгляд представляются абсолютно здравыми - от этого предостерегает социолог, доктор философских наук Андрей Франц...



Андрей Франц: Не надо питать иллюзий относительно того, что в коридорах власти находятся великие концептуалисты, мудрецы и люди, понимающие, как реально происходят социальные процессы. Я склонен предположить, что дело обстоит как раз наоборот. Что может быть проще - дать денег и процесс пойдет. А он, может быть, даже и пойдет, но совсем не в том направлении. Черномырдин на века сказал: хотели как лучше, а получилось как всегда. Здесь получится тоже как всегда. Главная мера, о которой везде говорят, - материнский капитал. Материнский капитал не решает жилищную проблему, поскольку даже захудалые однокомнатные квартиры в мегаполисе на эти 250 тысяч не купишь. Если бы он был прямо сейчас, он мог бы решить проблемы с получением высшего образования, его хватило бы на получение высшего образования, но ведь до этого еще 17-18 лет. Сколько будет стоить высшее образование в это время? Ни на какие другие проблемы его расходовать нельзя. И не благосостояние является ключевым фактором для повышения рождаемости. Сегодня основная доля рождаемости все-таки приходится на низкообеспеченные слои населения. Более или менее обеспеченные слои... концепция репродуктивного поведения - это однодетная семья. Существует одна из серьезных теорий - новая теория домохозяйства. Она анализирует не финансовые ресурсы семьи, она анализирует временные ресурсы и ресурсы живых усилий родителей, связанные с воспитанием ребенка. Если нужно с большим трудом искать няню, для того, чтобы найти нормального массажиста для младенца, нужно снова искать, для того, чтобы развить ребенка - языки, физкультура, художественное творчество и так далее, необходимо осуществлять много разных действий, то любой родитель отдает отчет, что его ресурс личных усилий не беспределен. Личные усилия родителя называют вмененными издержками, которые неизбежны при рождении и воспитании ребенка. Так вот, чем выше вмененные издержки, тем менее родители готовы к тому, чтобы реализовывать многодетную модель репродуктивного поведения.



Евгения Назарец: Социолог Андрей Франц имел ввиду состоятельные семьи. Но даже те граждане, которые не имеют и средних денег, не умеют рассчитывать вмененные издержки и даже пользоваться контрацептивами, даже эта «надежда уральской демографии» прекрасно отражает, что такое - нехватка детских садов. В Екатеринбурге очередь в дошкольное учреждение такова, что подходит как раз тогда, когда ребенку уже пора идти в школу.


XS
SM
MD
LG