Ссылки для упрощенного доступа

Почему особое внимание обращают на себя выборы в Петербурге, в Дагестане и на Ставрополье


Программу ведет Андрей Шарый. Прини мает участие московский политолог Алексей Макаркин.



Андрей Шарый: Всю эту неделю я представлял в эфире итоговых выпусков программы "Время Свободы" мнения разных, но, по моему уверению, в раной степени компетентных и, что немаловажно, независимых, непартийных экспертов. Сегодня я беседовал с известным московским политологом Алексеем Макаркиным. Интересно, что он, как и его коллеги, с которыми я говорил с понедельника до четверга, не сговариваясь, называет главное значение этих выборов или считает главным в этих выборах их проекцию на то, что будет в декабре на выборах в Государственную Думу.



Алексей Макаркин: Самое интересное - это феномен "Справедливой России", то есть "Справедливая Россия" впервые идет на выборы под своим наименованием, нынешним своим брендом. В ходе грядущих региональных избирательных кампаний она шла как "Родина", Партия пенсионеров, Партия Жизни. Иногда, кстати, эти шишки вступали друг с другом в конфликт в некоторых регионах. Сейчас именно это "Справедливая Россия". По этим выборам станет очевидно, каким эффектом она стартует уже с прицелом на федеральные выборы, которые будут в декабре. То есть в том случае, если она получит хотя бы в нескольких регионах результат, сопоставимый с результатом "Единой России", а в остальных регионах преодолеет 7-процентную планку, то это можно будет считать успехом этого партийного проекта.



Андрей Шарый: В связи со "Справедливой Россией" часто говорят о Ставрополье, где имеется в наличии противостояние между губернатором Черногоровым и мэром Кузьминым, две группы политических элит. Вы считаете, что на Ставрополье самые большие шансы у "Справедливой России" выступить удачно?



Алексей Макаркин: Хорошие шансы на Ставрополье. Потому что там произошел такой классический раскол политической элиты на сторонников губернатора и на сторонников мэра. Я думаю, что там у "Справедливой России" есть шанс выиграть в Ставрополе. Соответственно, "Единой России" придется делать, я думаю, ставку на окраинные районы, где очень серьезное значение имеет административный ресурс.



Андрей Шарый: Алексей, а что вас так вдруг заинтересовала "Справедливая Россия", партия с такой очень эклектичной идеологией? Это типичный кремлевский проект. Собрались туда политики, которых не взяли в "Единую Россию" преимущественно, как говорят многие, кстати, ваши коллеги. Почему она привлекает такое ваше внимание?



Алексей Макаркин: Она привлекает в свете этих выборов, потому что все остально, в общем, довольно обычно. И предсказуемы достаточно результаты у партии "Единая Россия", которая в большинстве регионов выиграет весьма убедительно. Предсказуемо пройдут сторонники Геннадия Андреевича Зюганова, КПРФ, опять-таки на своем идеологическом пенсионном электорате. Весьма предсказуем результат ЛДПР, который проходит в целом ряде регионов, тем самым создается основа для их избирательной кампании федерального масштаба, где существенную роль будет играть фактор Жириновского. В общем, все достаточно предсказуемо. Определенная интрига есть с прохождением СПС, но эта интрига имеет такой достаточно локальный характер. Что касается "Справедливой России", то это премьера своего рода перед федеральными выборами.



Андрей Шарый: Для этой партии особое значение имеют выборы в Петербурге. Все-таки Сергей Миронов, главный лидер "Справедливой России", много раз предлагавший свои политические услуги Владимиру Путину, все-таки петербуржец. Но там у Путина имеется другая сторонница - Валентина Матвиенко. Как вы предсказываете исход голосования в Петербурге? Там мироновцам удастся потеснить тех, кто поддерживает Матвиенко, как вы считаете?



Алексей Макаркин: Я думаю, что вполне возможно, что удастся потеснить. Потому что там Оксана Дмитриева играет довольно большую роль в избирательной кампании. Такой политик весьма харизматичный, весьма популярный в Петербурге. Кроме того, ведь Матвиенко отказалась возглавлять список "Единой России". Она в определенном смысле солидаризируется с "Единой Россией", изображение Матвиенко имеется на предвыборных плакатах "Единой России", но она отказалась возглавлять избирательный список. Это тоже определенный знак. Поэтому, я думаю, что у "Справедливой России" есть шанс потеснить "Единую Россию". К тому же они провели там, в Петербурге, свой партийный съезд уже в период избирательной кампании. Я думаю, что это опять сделано для привлечения внимания к "Справедливой России", и к улучшению ее электорального результата.



Андрей Шарый: Один из регионов, где проходят 11 марта выборы, - это одна из самых сложных республик на юге России - это Дагестан. Сложная, потому что, во-первых, это такая датируемая республика. Это один из самых бедных субъектов Федерации. С другой стороны, с очень сложным этническим составом. Там, как и везде на Кавказе, традиционно главную роль или основную роль играли не столько политические пристрастия, а национальная принадлежность и какие-то этнические вопросы. Есть что-то интересного для вас в Дагестане?



Алексей Макаркин: Я думаю, что в Дагестане выборы будут весьма управляемыми. Это такой экзамен для теперешнего президента Дагестана Алиева. Он аварец по национальности, в отличие от своего предшественника Магомеда Али Магомедова, который является бергинцем. Это, в принципе, экзамен для Алиева. Каким образом Алиев сможет организовать эти выборы и провести их, чтобы учесть интересы всех основных кланов, всех основных игроков. Но, я думаю, что навряд ли будут какие-то большие неожиданности, большие срывы, потому что, в принципе, дагестанская элита, дагестанские кланы всегда демонстрировали способность к определенным договоренностям, компромиссам в значительной степени на этнической основе. Я думаю, что этнические группы смогут улучшить на этих выборах свое представительство в законодательном органе власти, но, в принципе, к чему они стремятся, на что они ориентируются.



Андрей Шарый: Главное за чем вы предлагаете следить нашим слушателям - это динамика общественного спроса на "Справедливую Россию". Есть еще что-то, на чтобы вы советовали обратить внимание?



Алексей Макаркин: Давайте посмотрим на результаты СПС в Санкт-Петербурге. СПС там оказался в довольно благоприятной ситуации, когда была снята с выборов партия "Яблоко". СПС ориентирован на голоса демократического "яблочного" электората. Для СПС эти выборы очень важны в том смысле, что они или подтвердят, или опровергнут тенденцию, связанную с возрождением СПС после того, как они в декабре получили в Пермском крае около 16 процентов голосов.



Андрей Шарый: Говорят, что в Санкт-Петербурге какой-то не такой СПС, а совсем уж зависимый от Кремля и "Единой России".



Алексей Макаркин: В принципе, они делали такую ставку на договоренности, на компромиссе. В этом смысле это как раз, видимо, будет в большей степени типичный СПС, чем СПС какой-то там радикально-оппозиционный. И в Перми, кстати, СПС вполне активно взаимодействовала с региональной администрацией. И в Петербурге они отнюдь не хотят быть радикальными оппозиционерами. Это просто закономерно связано со стратегией СПС. Для того чтобы пройти в законодательный орган власти на федеральном уровне, необходимо договариваться с исполнительной властью, с Кремлем, необходимо идти на компромиссы, потому что в противном случае они вряд ли смогут получить и финансирование, и информационную поддержку и так далее. И вот в Санкт-Петербурге эта тактика, в том числе и тактика имиджевая, то есть ставка на энергичную фигуру Никиты Белых, с другой стороны, ставки, ориентированной на уважение к власти, на компромиссы и так далее, она проходит свой испытательный срок.




XS
SM
MD
LG