Ссылки для упрощенного доступа

Лидер «Яблока» Григорий Явлинский объявил о выработке новой стратегии партии


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский .



Андрей Шарый : Партия «Яблоко», в возможность объединения с которой для совместного участия в выборах в Государственную Думу верит лидер СПС Никита Белых, на минувших выборах потерпела поражение. Ни в одном из регионов, где ее кандидаты получили от властей возможность участвовать в выборах, «яблочники» не смогли набрать 7 процентов голосов. В руководстве партии главную причину видят в продолжающемся давлении на «Яблоко» со стороны Кремля и в нечестных условиях избирательной кампании. Лидер «Яблока» Григорий Явлинский объявил о выработке новой стратегии партии.



Григорий Явлинский : Выработка стратегии началась уже после снятия нас в Карелии. А теперь это процесс, который будет более активным даже. Мы видим, что целый ряд наших усилий должен быть направлен на протесты более, если хотите, открытого типа, протесты действием. Целый ряд наших организаций будут участвовать и будут сами проводить целый ряд акций, на которых они будут призывать внимание избирателей к тому, что страна лишена процесса выборов. Это приведет к очень неприятным последствиям.



Андрей Шарый : «Яблоко», вероятнее всего, не попадет на выборах в Думу. Предрекают превращение или переориентацию «Яблока» в сторону правозащитную, как общественную правозащитную организацию.



Григорий Явлинский : Это, в общем, не исключено, только тут нужно, правда, одно серьезное сделать замечание. Вопрос о попадании в Государственную Думу – это не вопрос, связанный с избирателями, или не вопрос, связанный с избирательным процессом. Это вопрос административного решения лично президента и администрации его. Это никак не соотносится ни с выборами, ни с чем.


Говорить серьезно сейчас о выборах, пожалуй, нельзя. Всякий такой политологический анализ вызывает, конечно, улыбку. Открыто сказано, что вот четыре партии, которые составляют, так называемое, политическое поле. Все эти партии хорошо известны, как они устроены – известно. Есть одна партия, которую, может быть, туда добавят или не добавят, как она будет себя вести. Но опять же это будет решение президента. Эта система похожа на ГДР или на Польшу до 1991 года.



Андрей Шарый : Означает ли сказанное вами, что вы больше не будете вести никакие переговоры с «Союзом правых сил» об объединении усилий в каких-либо регионах, поскольку последняя питерская история показала, что диалог ваш складывается крайне нервно и мало продуктивно?



Григорий Явлинский : Да, безусловно. Мы просто вели этот диалог, имея в виду, что туда пришел новый человек и в надежде на то, что эта партия осмыслит свои ошибки и изменит свою тактику и стратегию действий. Этого не произошло. Поэтому у нас просто нет никаких оснований вести эти переговоры.



Андрей Шарый : Никита Белых производил впечатление собеседника, с которым вы хотели и могли договориться.



Григорий Явлинский : Он не самостоятелен в принятии решений. Не он принимает ключевые решения.



Андрей Шарый : Есть ли какие-то перспективы вашего более тесного сотрудничества с оппозиционным движением или конгломератом «Другая Россия»?



Григорий Явлинский : Это такое движение. В этом смысле, как вы уже видели, в Петербурге, когда наш избиратель вышел на улицу, мы вышли вместе с ним. Что касается каких-то совместных политических действий, то нам программа и устремления этого объединения неясны. Если будет яснее, можно будет обсуждать. Там есть, конечно, такие направления, как Анпилов, скажем, или Лимонов, которые для нас принципиально неприемлемы как, например, национал-большевизм, русский фашизм, крен в националистическую такую сторону всего этого движения, попытка разыскать русскую нацию политическую и так далее. Мы к этому относимся с огромным беспокойством и настороженностью, потому что игры такого рода очень опасны.



Андрей Шарый : Вернусь к вопросу о новой стратегии «Яблока». «Яблоко» будет какой-то зонтичной организацией? Она будет подбирать под себя какие-то более или менее значительные общественные настроения, скажем так, людей, которые, как вы считаете, мыслят в том же направлении, что и вы? Или вы сосредоточитесь на новой фазе партийного строительства? В чем будет заключаться суть работы?



Григорий Явлинский : Это и направления, связанные с обычной деятельностью политической партии. Мы не отказываемся от подготовки к выборам в Государственную Думу. Поскольку мы получили весьма хороший результат в тех местах, где нам удалось провести кампанию, удалось, если так можно выразиться, достать нашего избирателя, то есть дотянуться до него. У нас есть все основания продолжать работу. Просто это вопрос уже денег, которые мы будем пытаться собирать.


Второе направление. Да, действительно, мы будем объединять все те гражданские организации, которые близки нам по духу как, например, «зеленые», правозащитники во главе с Сергеем Адамовичем Ковалевым. Это же будет касаться и «Солдатских матерей», всех остальных. Мы считаем это важнейшим делом. Кроме того, это действия и нашей молодежной организации. Это акции прямого действия – участие в демонстрациях и митингах.


Наша главная задача – не сдавать позиции, настаивать на своем, выживать, потому что давление на нас оказывается довольно сильно. Мы понимаем, в чем проблема. Мы понимаем, что нас силой заставляют сотрудничать. Нас силой заставляют идти на какие-то уступки, на которые мы пойти не можем. Нас силой заставляют выступать с политическими позициями, которые для нас в принципе неприемлемы. Вот отсюда такие результаты на выборах. Мы не считаем, что это плохо.



Андрей Шарый : Некоторые политические эксперты считают, что в периоды общественной апатии, которую переживает сейчас Россия, у либерально-демократических партий нет больших шансов на то, чтобы сыграть сколько-нибудь заметную роль в развитии страны, что вот эта эпоха сама собой минет, что придут другие времена, когда будут голосовать и за «Яблоко» и за другие партии вашего спектра, скажем так, а тем, которые такие неустойчивые, не надо будет все-таки обо всем договариваться с властью. Они смогут сами по себе стать честнее. Им позволит это общественная ситуация. Вы согласны с такой постановкой вопроса?



Григорий Явлинский : Если бы сегодня развернуть открытую дискуссию, скажем, между «Яблоком» и партией Миронова, или между «Яблоком» и «Единой Россией», то, я думаю, что уже сейчас бы изменился вектор голосования. Это не значит, что «Яблоко» может получать 50 процентов, но это значит, что «Яблоко» заняло бы соответствующее своим взглядам реальной поддержки место. Вопрос в том, что люди не откликаются на идеи. Смотрите, Московская область очень сложное место. Там сложный электорат, тем не менее, в тех случаях, когда вы можете провести кампанию, когда вы можете встретиться с людьми, когда вы можете с ними разговаривать… Скажем, Щелково или Фрязино. Это обычный подмосковный город, который в каком-то смысле репрезентативен в масштабах всей России. Но если вы ведете, если у вас есть возможность вести кампанию, вы можете встречаться там с людьми, вы получаете результат – порядка 10 и выше процентов.


Вопрос заключается в том, что в условиях авторитарной системы вы просто не можете политически конкурировать. В этом смысл события. А то, что говорят политологи тоже, наверное, верно в том смысле, что кризис внутри самой власти, раньше или позже, приведет ее к тому, что она развалится. Тогда наступят новые времена. Главный вопрос только заключается в том, кто это подхватит? В чьи руки все это упадет? В этом есть очень большие опасности и тревоги.


XS
SM
MD
LG