Ссылки для упрощенного доступа

Заключенный Гуантанамо Шейх Мохаммед признался в подготовке терактов 11 сентября


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Александр Гостев и Алексей Цветков.



Кирилл Кобрин: Халид Шейх Мохаммед, заключенный тюрьмы на американской военной базе в Гуантанамо, который считался одним из организаторов терактов в США 11 сентября 2001 года, взял на себя ответственность за эти нападения. Признание он сделал во время слушаний, организованных специальной комиссией в Гуантанамо. Стенограмму этих слушаний, начавшихся 9 марта, распространил Пентагон, причем в сильно урезанном виде, так как некоторые замечания Мохаммеда якобы представляют угрозу для национальной безопасности США. Всего Халид Шейх Моххамед признался в подготовке 29 осуществленных или не осуществленных терактов. Об этом процессе, о той роли, которую "Аль-Каида" играла и играет сейчас в борьбе с западными демократиями, мой коллега Александр Гостев беседовал с обозревателем Радио Свобода Алексеем Цветковым.



Александр Гостев: В чем принципиальная важность этой новости, что именно Шейх Халид Мохаммед, которого считают третьим человеком в "Аль-Каиде", взял на себя ответственность за почти 30 осуществленных и не осуществленных терактов последних лет? Я читал список его признаний, там речь идет о планах совершенно чудовищных.



Алексей Цветков: На самом деле новость эта не совсем новость, потому что уже довольно давно известно, что Халид Шейх Мохаммед показал, что он был, в общем, главным архитектором теракта 11 сентября. Об этом давно сообщалось. Когда он уже был пойман, и после этого некоторое время было это сообщено, в настоящий момент это исходит из его уст. До этого мы знали только, так сказать, понаслышке, из уст представителей администрации, а в данном случае Пентагон выпустил транскрипт, распечатку его показаний, которые он давал перед военным трибуналом в Гуантанамо. И там его собственные слова. Хотя это читал другой человек, он только вставлял реплики, его представитель военный, но там его слова и даже его не очень грамотный английский язык (хотя он учился в США), он вставлял иногда реплики на таком ломаном языке и на арабском. Это его собственные признания перед военным трибуналом, учрежденным для того, чтобы судить вот таких вот военных комбатантов. Этот статус еще, кстати, предстоит определить Верховному суду США, но скорее всего он его подтвердит.



Александр Гостев: То есть важность новости в самом факте признания. А насколько можно доверять этому человеку и вот такому признанию?



Алексей Цветков: Есть два аспекта, конечно. Один касается пыток. Другой касается его личности. Люди, которые имели с ним дело, говорят, что это такая пламенная личность, революционер, боец по темпераменту, и что он склонен преувеличивать несколько свою роль. То есть сомнений в том, что он действительно организатор, допустим, теракта 11 сентября, мало, но насколько все остальные перечисленные им операции, в том числе взрывы израильских и американских посольство, Биг-Бена в Лондоне, биржи в Нью-Йорке и многого другого... Кое-что почти было осуществлено, кстати, взрывы самолетов - бомба в ботинке. Насколько все это истинно... Мы же пока имеем дело не с материалами следствия, а с его собственными показаниями. Он соглашается, он берет вину на себя, он приводит какие-то аргументы в свое оправдание, что это война и что он жалеет о смерти детей, и он повествует о своих подвигах. Вполне возможно, что они в какой-то степени преувеличены, эти подвиги.



Александр Гостев: Я неслучайно спросил о таком признании, интонационно подчеркнув это словосочетание. Очень много пишут, и вы сами упомянули об изощренной системе допросов, фактически о пытках, с помощью которых допрашивали Шейха Мохаммеда, и с помощью которых было получено это признание.



Алексей Цветков: Это было, скорее всего, сделано все-таки не в Гуантанамо. Дело в том, что когда он был арестован, это известная история, он находился в этой системе тайных тюрем ЦРУ.



Александр Гостев: В 2003 году его арестовали в Пакистане.



Алексей Цветков: Его арестовали в Равалпинди, когда была такая большая облава в связи с убийством корреспондента "Уолл-стрит джорнэл", которое он тоже взял на себя, и он какое-то время находился, судя по всему, и он об этом сам упоминает, в этой вот системе тайных тюрем ЦРУ. Я точно не знаю, в каком из государств, но, скорее всего, он и сам не знал, потому что ему не объясняли. И он сказал на этом слушании... да, оно, конечно, правленое немножко Пентагоном, но очевидно, что он сказал, что он давал признания под пытками или, по крайней мере, под очень серьезным давлением, но в данный момент, выступая перед трибуналом, он дает эти признания добровольно. И, как мы знаем, вообще в американском суде признание не является доказательством вины, но в его случае, поскольку он не судится по закону и американской Конституции, что как раз опротестовывается правозащитниками, эти его показания будут учтены в качестве свидетельства его вины.



Александр Гостев: То, что я читал, во-первых, на него надавили с помощью детей, которые якобы также были захвачены в Пакистане, якобы переправлены в США, с ними ничего не сделали, просто показали видеозапись того, что дети находятся в руках как бы его врагов. А второе - его угрожали передать разведке какой-либо ближневосточной страны. А все рядовые члены "Аль-Каиды" и руководство, конечно, очень боится попасть в руки своих как бы собратьев, в руки египетской, иорданской, марокканской разведок, поскольку там, естественно, никакие права заключенных не соблюдаются, это даже не тайная тюрьма ЦРУ. Алексей, вы упомянули о личности Мохаммеда как о бойце, как о таком пламенном пассионарии. А действительно ли Шейх Мохаммед был третьим лицом в "Аль-Каиде"? И что сейчас происходит в этой организации, что она собой представляет? Насколько она сильна, как она структурирована и как она объединена?



Алексей Цветков: Существуют разные мнения о Шейхе Мохаммеде. Но все-таки есть, в общем, основания полагать, что он действительно был руководителем очень крупных организаций "Аль-Каиды". Третий или не третий - это мы не знаем. Что касается самой "Аль-Каиды", то распространена довольно широко сейчас такая версия, спонсор которой - Пентагон, что "Аль-Каида" - это давно только имя. Даже если бин Ладен и Завахири живут сейчас в Пакистане, они, так сказать, просто рупор некий, а операции осуществляются независимо. Но некоторые журналисты и специалисты, собирая информацию, те ее куски, которые просачиваются, настаивают на другой версии, что "Аль-Каида" как таковая существует и, может быть, сейчас крепче, чем когда-либо. У нее, конечно, гораздо менее твердая структура, чем была когда-то, но, тем не менее, лидеры знают о том, что происходит, существует отчетность, существует полная коммуникация сверху донизу. И, в частности, теракты в Лондоне, которые одно время старались представить... ну, не старались, а на основании той информации, которая была, представляли как чисто локальную операцию, просто люди взяли знамя "Аль-Каиды", скорее всего, судя по этим данным, она была вполне координирована с верхушкой "Аль-Каиды".


XS
SM
MD
LG