Ссылки для упрощенного доступа

Государственная Дума обсуждает вопрос об ужесточении санкций за нарушение Правил дорожного движения


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Андрей Шарый : Государственная Дума России сегодня приняла в первом чтении законопроект, ужесточающий ответственность водителей за нарушение Правил дорожного движения. Речь идет о многократном (в среднем в 10 раз) увеличении штрафов. В частности, вождение в пьяном виде или без водительских прав может закончиться для нарушителя административным арестом на 5 суток или штрафом в 5 тысяч рублей. Впервые предусмотрено наказание за разговоры по мобильному телефону во время вождения – штраф в 300 рублей. За дискуссией в Государственной Думе, которая вызывает большой интерес в российском обществе, следил корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович. Сейчас он в прямом эфире нашей программы.


Данила, добрый вечер, вам слово.



Данила Гальперович : Добрый вечер! Действительно, Андрей, критики ужесточения ответственности за нарушение Правил дорожного движения называют новые меры, конечно, драконовскими. А защитники пешеходов говорят – ну, наконец-то. Как вы уже сказали, штраф был увеличен во много раз - в 10 раз. Сейчас за выезд на встречную полосу штрафуют на 500 рублей, а будут на 2,5 тысячи. И, действительно, по мобильнику в машине теперь нельзя говорить бесплатно, если только у вас нет специального устройства, которое освобождает вам руки. Председатель Комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев говорит, что такими штрафами будут хотя бы окупаться усилия по их сбору.



Владимир Васильев : Много было возражений по поводу того, что у нас вводятся такие жесткие нормы, которые серьезно ударят по нашему водителю, по его бюджету, по бюджету семьи. В связи с этим мы специально распространили таблицу, которая свидетельствует о чем? О том, что мы сегодня имеем в плане ответственности. А мы имеем штрафы в 50 рублей, которые, кстати сказать, судебные приставы не взыскивают. У нас взыскиваемость 40 процентов сегодня реально. Они нам говорят, что? Что финансирование процедуры изыскания этих средств превосходит результат.



Данила Гальперович : Я, действительно следил за всей дискуссией. И Госдума, надо сказать, как могла, откладывала принятие поправок в Кодекс об административных правонарушениях. Некоторые наблюдатели считают, что депутатам не очень хотелось принимать непопулярные у автомобилистов меры в предвыборный год. За закон в первом чтении проголосовали почти три четверти думцев, тем не менее, но ко второму чтению, по прогнозам, будет подано очень много поправок.


Между тем, новые штрафы уже обсуждаются в регионах России. Из одного из них, из Свердловской области, рассказывает Евгения Назарец.



Евгения Назарец : Четверть из одного миллиона 800 тысяч выписанных в Свердловской области штрафов - за превышение скорости. Таковы данные прошлого года. Далее по «популярности» идут проезд на красный сигнал светофора, выезд на встречную полосу, пьянство за рулем. 50-100 рублей за нарушение, которое приводит к подобным последствиям - это не наказание, резюмирует юрист екатеринбургского Комитета по защите прав автолюбителей Максим Едрышов.



Максим Едрышов : Те штрафы, которые существуют сейчас, просто смешны. Штраф в 50-100 рублей не исполняет роль наказания.



Евгения Назарец : Но солидарность ГИБДД и водителей по поводу изменений в Кодекс об административных правонарушениях простирается вовсе не до конца. Юриста Максима Едрышова, как и многих других, беспокоит фактическая отмена презумпции невиновности в случаях, когда правонарушение зафиксировано техническими средствами контроля, например, видеокамерой, но нет возможности опознать водителя. По логике предлагаемых изменений собственник машины должен будет доказывать, если за рулем был не он.



Максим Едрышов : На наш взгляд, данная норма не пройдет, поскольку автор законопроекта путает понятия владелец и собственник достаточно часто. Такая мера возможна, она во многих странах действует, немного по-другому. У нас же, я думаю, просто невозможно будет применение, даже если это примут.



Евгения Назарец : Водитель с 30-тилетним стажем, депутат Госдумы Евгений Ройзман - один из тех, кто внес законопроект в Госдуму. 73 процента посетителей его сайта высказались за ужесточение ответственности за нарушение Правил дорожного движения. Это же общественное мнение подсказало направления доработки законопроекта.



Евгений Ройзман : Я же этот закон в Интернет поставил, собрал мнения, свел их в очень большой дайджест и отдал всем соавторам, всем разработчикам показал, думал, что что-то будет уже учтено.



Данила Гальперович : Между тем, у новых мер ответственности за нарушение Правил дорожного движения есть и суровые критики, такие, например, как член Госдумы, депутат фракции «Справедливая Россия» Виктор Похмелкин. Он уверен, что повышение размера штрафов приведет лишь к улучшению личного благосостояния сотрудников автоинспекции. Он, кстати, говорил об этом и с трибуны Госдумы, а до этого рассказал свое мнение Марьяне Торочешниковой.



Виктор Похмелкин: В представленном виде этот законопроект выгоден только самым реакционным и коррумпированным кругам ведомства под названием ГИБДД. Потому что это существенное расширение полномочий тех лиц, которые должны следить за порядком на дорогах. Они и без того широки, и высок уровень произвола и коррупции, сейчас же, когда им предоставляют право освидетельствования вместо медиков, когда они могут привлекать к ответственности собственника без получения от него объяснений, только на основании данных видеосъемки, когда они могут эвакуировать любую машину в любое место и в любое время без подтверждения того, что эта машина препятствовала движению других транспортных средств, они могут проводить технический осмотр без каких бы то ни было ограничений… Эти ограничения сейчас убираются из кодекса. И так далее, и так далее.



Марьяна Торочешникова: Как согласуются все эти предложения с идеей Кодекса об административных правонарушениях о презумпции невиновности? Ведь когда его принимали, большинство людей, которые одобряли этот документ, говорили о том, что это такой прорыв и серьезный шаг, то есть теперь должны регулирующие органы, наблюдающие доказывать виновность, ну, вот в нашем случае водителей, а не наоборот. Как же так, если внесут эти изменения, значит, придется отменять и презумпцию невиновности?



Виктор Похмелкин: Надо авторам отдать должное, они это учли и прямо записали, что на правонарушения, предусмотренные 12-й главой, то есть как раз такие правонарушения в сфере безопасности дорожного движения, принцип презумпции невиновности не распространяется. То есть водители у нас оказались, по воле авторов, гражданами гораздо более низкого сорта, чем все остальные. Мои оппоненты цинично заявляют, что ничего страшного, если будет больше взяток, какая разница, куда водители платят, главное, что это будет их стимулировать к законопослушному поведению на дороге, поскольку платить придется намного больше. Но дело в том, что если вы получите в итоге еще более коррумпированного и абсолютно развращенного дорожного инспектора, то он будет максимально заинтересован не в предупреждении ДТП, потому что тогда, собственно, он теряет кормушку, а, наоборот, в провоцировании. С помощью коррупции победить зло невозможно. Коррупция умножает это зло, а не уменьшает.


Насколько мне известно, фракция "Единая Россия" приняла решение поддержать этот законопроект в первом чтении. Это значит, что он обречен на принятие. Тем не менее, надежда у меня остается на то, чтобы с помощью общественного мнения, различного рода слушаний ко второму чтению внести некоторые поправки, которые уберут наиболее одиозные положения из этого закона и усилят гарантии прав граждан в отношениях с сотрудниками ГИБДД.



Данила Гальперович : Надо сказать, что защитники закона оппонируют Виктору Похмелкину и говорят, что российские наказания за правонарушения в области транспорта сейчас не в разы, а в сотни раз меньше, чем за тоже самое в Европе, например, за не пристегнутый ремень, за разговор по мобильному телефону, или уж точно за выезд на встречную полосу, или управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. С другой стороны, совершенно очевидно, что, действительно, слово «гаишник» для многих в России стало синонимом коррупции и произвола. Об этом сегодня говорилось также в Государственной Думе. Виктор Похмелкин уверен, что к жестоким мерам против водителя-нарушителя должны добавиться еще более жестокие меры против инспектора-взяточника.


XS
SM
MD
LG