Ссылки для упрощенного доступа

Белорусская оппозиция готовится к главной весенней акции


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие обозреватели Радио Свобода Андрей Шарый, Марат Дымов.



Андрей Шароградский: Итак, ровно год назад, 19 марта 2006 года в Белоруссии состоялись президентские выборы. Александр Лукашенко, получивший возможность избираться на третий срок после проведенного в октябре 2004 года референдума, набрал, согласно официальным данным, 83 процента голосов избирателей и заявил об очередной элегантной победе.


О тактике и стратегий действий белорусской оппозиции мой коллега Андрей Шарый побеседовал с обозревателем белорусской службы Радио Свобода Маратом Дымовым.



Марат Дымов: Белорусская оппозиция готовится к своей, видимо, главной, весенней акции на 25 марта. Это традиционный праздник, традиционный день акций белорусской оппозиции, в этот день в 1918 году была учреждена Белорусская народная республика. Фактически в новейшее время первое независимое белорусское государство. Для белорусской оппозиции это очень знаковое событие. Каждый год это проводится, это обычно одна из самых массовых акций или самая массовая акция. Оппозиция, насколько я понимаю, считает, что в этом году у власти будет такое, немножко неуютное положение в связи с тем, что вышел конфликт с великим восточным соседом. Предпринимаются какие-то попытки налаживать отношения с Западом. На фоне этого налаживания устроить побоище в центре столицы вроде бы властям было бы не очень удобно. В свою очередь власти сейчас ведут такую, довольно тотальную кампанию по всей стране запугивания, вызова, особенно молодежи, на превентивные беседы в КГБ. Как сказал один из организаторов этого празднования: революции не будет. Мы не ожидаем революции. Это больше такая как бы демонстрация флага.



Андрей Шарый: Какова ситуация в руководстве белорусской оппозиции? Были разговоры о том одно время, что должность начальника главного белорусской оппозиции будет ротационной. Александр Милинкевич выступал против этого. Удалось ему договориться со своими союзниками?



Марат Дымов: Судя по всему, нет. Часть оппозиционных, скажем так, сил ориентируется на Милинкевича и ориентируется на такую модель лидера, а часть оппозиции, в общем-то, считает, что главная опора оппозиции - это политические партии. У Милинкевича, кстати, своей партии, в общем-то, нет. Ему, если и готовы какую-то роль выделить, то, скорее, роль такой английской королевы или, как кто-то выразился, роль Хавьера Соланы.



Андрей Шарый: Речь идет об идеологических разногласиях или только о личных каких-то моментах?



Марат Дымов: Известная идеологическая подоплека есть. Партийная оппозиция собирается провести конгресс, Милинкевич против того формата, в котором она хочет провести, и в одном из своих заявлений он сказал: "Я боюсь, что, в общем, этот конгресс повернет оппозицию на Восток".



Андрей Шарый: Какова сейчас позиция Александра Козулина внутри, в руководстве оппозиции? Как известно, он находится за решеткой. И кто, если не Милинкевич? Какие имена называют?



Марат Дымов: Если не Милинкевич, то называются имена Анатолия Лебедько - это председатель Объединенной гражданской партии, такого либерального направления, называется имя, кстати, даже лидера оппозиционной Коммунистической партии Сергея Калякина. Даже ходят слухи, что к нему, так сказать, Москва присматривается. Ну, слухов бывает много. Есть один из вариантов, довольно неожиданный, может быть, это Козулин: человека, который сидит в тюрьме, объявить лидером. И есть тот вариант: лидеры будут меняться. Аргументация тут такая, что как бы единый кандидат, единое лицо оппозиции нужно под выборы, особенно под президентские выборы, там, понятно, место-то одно. А когда президентские выборы нескоро, так, может, и не надо создавать как бы вертикаль власти.



Андрей Шарый: Какова динамика политических процессов в Белоруссии за последний год? Стала ли сильнее оппозиция? Стал ли сильнее режим Лукашенко?



Марат Дымов: Оппозиция, я думаю, организационно вряд ли стала сильнее. Потому что продолжаются, в общем-то, репрессии, пусть даже точечные. Хотя год назад во время выборов больше тысячи человек было арестовано, посажено на административные сроки. Скажем, многие студенты, которые участвовали в событиях на Белорусской площади, кто-то был исключен из вузов, довольно много людей уехало учиться на Запад. Люди уезжают и как бы места остаются. И потом, знаете, поражение - есть поражение, оно как бы никого особо не вдохновляет. Хотя этот фактор площади, она имела результат не тот, как украинский Майдан, но это все-таки такое, знаете, психологическое, конечно, подспорье. Все-таки, я думаю, если говорить по балансу, то оппозиция вряд ли усилилась. Что касается власти, власть, в общем, укрепляла себя. Хотя вот этот шок декабрьско-январский белорусско-российской войны, конечно, тряхнул, но пока, честно говоря, трудно сказать, насколько сильно.


XS
SM
MD
LG